Издатель: EA Games
Жанр: симулятор бога/ RTS
Black and White 2 производит несколько странное впечатление. Внешне оставаясь похожим на первую революционную часть, он постепенно обнаруживает свое собственное «я», которое на поверку оказывается не таким уж и оригинальным. Конечно, «Симулятору бога» стоило сделать еще одну попытку: забрасывать столь славную идею после первого раза было бы преступлением. К тому же, с выхода Black and White прошло пять лет, приличный срок для нашей индустрии: подросло новое поколение геймеров, да и компьютеры, повинуясь закону Мура, набрали процессорной мощи, как подростки, вступившие в пубертат – роста. Однако, изменения, приключившиеся с концептом «за время пути», превратили «Добро и зло» в несколько другой продукт.
В Black & White игрок пробует себя в роли бесплотного божества абстрактного народа (названного во второй части для упрощения знакомым словом «греки»). Всемогущей в пределах своего влияния дланью он может строить дома, собирать урожай, расшвыривать вражеских захватчиков и даже менять время дня. У божества на земле есть свой «агент» - гигантское животное, которое нужно воспитать полезным помощником.
Любимый конек автора идеи Black & White Питера Молинье - свобода действий в мире, живущем своей жизнью. Свобода действий и свобода совести: можно быть богом злым, добрым или же оставаться нервозным оппортунистом, неспособным отдать предпочтение одной из сторон силы. Можно воспитать животное умелым веселым симпатягой или жестоким злобным садистом. В других играх нет особой разницы, «хорошо» вы поступаете или «плохо», здесь же выбор пути принципиален. Потому что злым здесь одерживать победу значительно проще и быстрее, чем добрым. Очень интересно отстроен баланс, намекая на реальное положение дел: темная сторона манит могуществом и легкой добычей. И усилия теперь надо прилагать для того, чтобы быть добрым.
Основная деятельность, которой придется заниматься «богоподобному» игроку – градостроительство. Чем комфортнее для жителей и величественнее для соседей получится город, тем больше людей захотят перейти под ваши знамена. Теоретически можно победить, ни разу не вступив в вооруженное столкновение. Это добрый, более длительный путь, требующий кропотливой работы. Нет, с технической точки зрения, строить очень легко: интерфейс очень удобен. Благодаря сигнальным статуям в центре города всегда известно, что нужно людям в данный момент. Повторяющиеся здания можно копировать, как файлы в проводнике: зацепляете мышкой существующий дом, оттаскиваете в сторону – и вот уже на острие курсора макет дома, применяйте в нужном месте. Это удобно, спору нет. Но быть богом по версии Lionhead – это больше, чем строить дома и собирать ресурсы. Нужно постоянно нянчиться и с населением: назначать строителей, фермеров, дровосеков, заботиться о рождаемости, возводить ясли, школы, университеты, дома престарелых и кладбища(!), прокладывать дороги, поливать поля и собирать урожай. За обилием мелкой кропотливой работы ощущение божественного величия неизбежно теряется. С другой стороны, любителям строительных игр такой микроменеджмент явно придется по вкусу.
Для более воинственных (или менее терпеливых) игроков остается возможность быстро построить не слишком красивый, но многочисленный город, способный кормить большую армию, переучить крестьян на солдат и отправиться на завоевания. К сожалению, стратегическая составляющая игры довольно примитивна, а AI глуповат, но даже и этого обычно хватает, поскольку под рукой есть Животное, самый мощный солдат армии, и чудесные заклинания. Когда игрок делает что-то полезное для своего народа или выполняет задачи миссии, он получает от людей почести (tribute) на которые можно приобретать чертежи новых зданий или новые заклинания, вроде пронзающей молнии или эпического землетрясения. Правда, массовое убийство людей (даже врагов) при помощи волшебных инструментов обычно считается актом зла. Разумеется, в реальности приходится сочетать элементы хорошего и плохого поведения. Например, быть добрым отцом в начале миссии и безжалостно сжигать вражеский город в завершении уровня.
Удивительно, сказочно красивый графический движок игры позволяет вести себя подобно настоящему богу в нашем сказочном его понимании. Можно мгновенно нырнуть в небеса и столь же молниеносно спуститься до нужд самого жалкого крестьянина (управление здесь тоже восхитительное – для ВСЕГО достаточно лишь трехкнопочной мыши). Можно швырнуть в неприятельское поселение столб огня и наблюдать, как огонь охватывает деревья и дома, а люди убегают в панике. Здесь честно соблюден масштаб между домом и человеком, а для преодоления крепостной стены нужно несколько катапульт или одно очень злое Животное. Люди ходят на работу, а ночью возвращаются домой, солдаты тренируются у костра, Животное играет с плюшевым мишкой – это живущий мир, помните? Надо только не забывать время от времени приближать камеру поближе к земле.
Разумеется, эта игра далеко не идеальна. Для тех, кто играл в первую часть, новая схема работы с Животным будет неприятным сюрпризом: теперь видно, что оно думает. Если раньше надо было следить за ним, как за малым дитем, пресекать плохое (с вашей точки зрения поступки) поведение и поощрять хорошее, то теперь желаемые приоритеты можно установить из меню. Как в программе. Как у робота. Расстраивает и однообразие игрового процесса. По сути, от уровня к уровню меняется лишь ландшафт, на котором раз за разом надо отстраивать «город своей мечты». Получается этакий “Sim City-2000 до н.э.” На каждой карте, правда, есть несколько мини-игр, но они будут интересны лишь в первый раз.
И все-таки по большей части интересно, красиво, увлекательно, атмосферно. Уже не столько «симулятор бога», сколько «курсы предводителя древних народов». И, тем не менее, еще есть ощущение сказки.
Системные требования:
Минимальные: процессор 1,6 ГГц, память 512 Мб, дисковое пространство 3,5 Гб, видеокарта с памятью 64 Мб
Рекомендуемые: процессор 1,6 ГГц, память 512 Мб, дисковое пространство 3,5 Гб, видеокарта с памятью 64 Мб
Тестовые: процессор AMD Athlon XP 1700+, память 768 Мб, видеокарта ATi Radeon 9600 Pro
Влад Вавилов