Летний скандал на рынке сотовых телефонов, когда МВД изъяло на шереметьевской таможне 500 тысяч мобильников, до сих пор аукается покупателям.
Полмиллиона трубок – это примерно полугодовой запас товара для дилеров. А предназначались они, по информации правоохранительных органов, для продажи в салонах крупнейших дилерских сетей: "Евросети", Dixis, "Беталинк", "Ультра Стар" и других.
Единовременное изъятие такой партии повлекло за собой дефицит сотовых телефонов. Их стоимость тут же выросла на 30-40 процентов. И хотя сейчас начался ценовой откат, продавцы трубок говорят, что на прежний уровень они не вернутся уже никогда. Ведь теперь поставщикам придется искать новые, легальные каналы, по которым будут ввозить товар в Россию. Импорт "белых" телефонов обходится в среднем на 10 процентов дороже, чем по "серым" схемам. Кроме того, импортеру придется потратиться на логистику и учесть разнообразные риски. В итоге и набегут 30-40 процентов.
"Евросеть" тогда сразу же заявила, что начнет сама завозить телефоны в Россию и заниматься их растаможиванием с уплатой всех необходимых сборов и налогов. Между тем, в адрес этой дилерской сети чаще других звучат обвинения в импорте "серых" трубок. Весной этого года оперативники первого отдела оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД по Центральному федеральному округу обнаружили как раз такие телефоны в салонах "Евросети".
Еще до скандала с изъятием крупной партии в Шереметьево, одна красноярская телекомпания сняла сюжет о мытарствах людей, приобретших трубки в этой компании. В сервисном центре "Евросети" были огромные очереди. Обстановка нервная. Люди, купившие дорогие телефоны стоимостью 10-15 тысяч, вынуждены были нести их сюда в ремонт, так как салоны отказываются менять сломавшиеся трубки. А в самом сервисе, видимо, их столько, что сроки ремонта не выдерживаются. Покупатели рассказывали, что другие сервисные центры, которые занимаются обслуживанием мобильных, отказываются брать эти телефоны, что дает основание предположить их "серое" происхождение.
В красноярском офисе, естественно, опровергли такие мнения, называя их домыслами. Но вряд ли они смогут отрицать тот факт, что желание оформлять телефоны легально у компании возникло на следующий день после того, как у МВД появились вопросы о легальности нахождения в российском обороте сотовых телефонов, которыми торгуют салоны "Евросети".
Как бы то ни было, людям следует быть внимательнее при покупке мобильника.
Чем это чревато?
"Серый" телефон – это, конечно, не смертельно. Он так же звонит, передает смски, играет мелодии и все прочее. Просто трубка попала в Россию в обход официальных каналов, поэтому стоила дешевле, что плюс для покупателя. Но вы не сможете рассчитывать на гарантийное и постгарантийное обслуживание в официальных сервис-центрах. В лучшем случае продающий их магазин может поддерживать собственную гарантию. Обычно ремонт таких телефонов стоит почти столько же, сколько сам аппарат, для покупателя это серьезный минус.
Второе, с чем вы рискуете столкнуться, имея "серость", – это "перепрошитые" аппараты. Что это значит? Изначально такие трубки предназначены для подключения только к определенной сотовой сети. Однако при ввозе в Россию народные умельцы взломали защиту и перепрограммировали телефон. После этого аппарат может начать капризничать, зависать или, проще говоря, глючить. Могут не работать некоторые функции меню, связь во время разговора может прерываться, батарея не будет заряжаться должным образом, и ее работы хватит максимум на день. Обычно такие недостатки можно заметить сразу же после покупки телефона, но иногда они могут проявиться только после того, как вы решите его "прошить".
Проверяем телефон на "серость"
* Лучшим свидетельством того, что ваш аппарат не является "серым", служит наличие гарантийного талона для России. Он должен обеспечивать обслуживание в сертифицированном сервисном центре.
* Перед покупкой в первую очередь проверьте его упаковочную коробку. На ней должен быть логотип системы сертификации "Электросвязь" (ССЭ или ССС). Наличие такой маркировки говорит о том, что данный аппарат разработан для российского рынка, полностью проверен на фабрике производителя и в сети российского оператора, ввезен в страну легально, имеет русскоязычное меню. Хотя и такие наклейки в последнее время стали подделывать.
* Под батареей аппарата также должны находиться логотипы ССЭ и РСТ.
* Один из признаков "серости" – сомнительный внешний вид.
* Наберите на клавиатуре телефона комбинацию *#06# (звездочка – решетка – цифры 0, 6 – решетка). Высветившийся номер (пятнадцать цифр) запишите на бумажку. Снимаете панель телефона и под батареей видите наклеечку, где написано IMEI (идентификационный номер), а рядом – пятнадцать цифр. Если цифры совпали, скорее всего, у вас "белый" телефон.
* Сверьте на сайте компании-производителя IMEI вашего телефона с серийными номерами телефонов, выпущенных специально для России.
Например, один мой знакомый так обнаружил, что его Siemens M55 "серый". На нем значилась производственная серия L36880-N6300-S700. А у легальных трубок – L36880-N6300-A910, L36880-N6300-P910, L36880-N6300-S910, L36880-N6300-A911, L36880-N6300-P911, L36880-N6300-S911.
* В списке языков меню аппарата должен быть русский язык.
* К аппарату должна прилагаться инструкция на русском языке, изготовленная типографским способом.
* Должно насторожить отсутствие сертификатов. Настоящий продавец должен иметь их три: от Госкомсвязи, Госстандарта и Минздрава.
Nokia. Официально поставляемая в Россию продукция Nokia маркирована знаком соответствия ССЭ на единой наклейке, на которой указан штрих-код товара.
Samsung. Официальные телефоны поставляются только со знаками соответствия ССЭ и РТС, размещенными на телефоне, упаковке и в русскоязычной инструкции.
Siemens. Наличие заводской наклейки, указывающей цвет, штрих-код страны, IMEI, модель, а также 15-значный номер партии телефона вида Lxxxxx-Nxxxx-Axxx или Lxxxxx-Nxxxx-Bxxx.
Все телефонные аппараты Siemens стандарта GSM, поставляемые на российский рынок через официальные каналы, комплектуются полноцветными типографскими инструкциями на русском языке.
Что делать?
Итак, вы обнаружили, что телефон "серый". Ваши действия? По Закону "О защите прав потребителей" в течение 14 дней имеете право сдать его обратно в магазин или же обменять на сертифицированный. Пишите заявление:
"Директору сети салонов "..."
от ...
претензия о нарушении прав потребителя по договору розничной купли-продажи.
Мною в вашем салоне был приобретен товар (наименование товара, цена, место и дата покупки).
Факт приобретения товара подтверждается (кассовым чеком, гарантийным талоном, иными документами, показаниями свидетелей).
Гарантийный срок (если установлен).
Телефон оказался не сертифицированным для продаж в Российской Федерации. Но информация об этом не была предоставлена мне при покупке сотового телефона, хотя такая обязанность вытекает из Закона "О защите прав потребителей". В соответствии со статьей 12-й этого закона вы несете за это ответственность.
Статья 12-я:
1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4-м статьи 18-й или пунктом 1-м статьи 29-й настоящего закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14-й настоящего закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
На основании вышеизложенного и в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" прошу (излагаете свои требования).
В случае неустранения нарушения моих прав потребителя в добровольном порядке буду вынужден (-а) обратиться за защитой своих нарушенных прав в государственные органы по защите прав потребителей либо в суд с дополнительными требованиями о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения требований, о компенсации морального вреда.
Хочу предупредить вас, что в соответствии с новой редакцией Закона "О защите прав потребителей" суд увеличивает сумму убытка в полтора раза. Кроме того, с нарушителя Закона "О защите прав потребителей" в доход государства взимается штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Приложение: копия чека.
С уважением, потребитель (подпись).
Дата составления настоящей претензии.
Отметка о вручении претензии (должность, ФИО лица, уполномоченного на принятие претензий от потребителей).
Дата принятия и подпись".
На всё про всё, включая экспертизу, закон дает продавцу 10 дней с момента предъявления требования покупателя. Если оно не выполнено, можете требовать с магазина неустойку: 1 процент от стоимости товара за каждый день просрочки.
Если фирма не желает идти на контакт, есть смысл обратиться в отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора – телефон 36-35-60. В случае необходимости специалисты помогут вам решить дело в судебном порядке.