Главная
>
Статьи
>
«Цыганский барон» покорил яркостью красок

«Цыганский барон» покорил яркостью красок

11.11.2005
0

Красноярский театр музыкальной комедии представил первую премьеру нового сезона. На постановку оперетты И. Штрауса «Цыганский барон» была приглашена режиссер Московской оперетты, заслуженная артистка России Инара Гулиева. Этот спектакль – ее первая работа на сцене красноярского театра. И, скорее всего, не последняя.

В любом классическом произведении всегда есть свои подводные течения – ставить классику подчас сложнее, чем современных авторов. С одной стороны, классические сюжеты всем давно знакомы, и публика настроена на нечто привычное – любые попытки внести новое некоторой ее частью воспринимаются в штыки. Но и смотреть что-то затертое до дыр особой охоты не вызывает. Выдержать разумный баланс между этими противоречиями удается далеко не всякому. Но, похоже, у Гулиевой это получилось.

Известны, как минимум, две версии «Цыганского барона». Для своей постановки Инара Гулиева взяла за основу вариант, написанный в 30-х годах драматургом Василием Шкваркиным. Как говорит режиссер, «в оригинале это скучнейшая вещь, сюжетик там малоинтересный, несмешной. А Шкваркин сделал из него очень удачную версию». С чем трудно не согласиться: многие реплики из «Цыганского барона» афористичны и вызывают неизменное оживление в зале.


«Цыганский барон»

Сам спектакль поставлен в традициях классической оперетты. Разве что в духе времени уменьшилась его продолжительность – происходящее удачно вместилось в два действия (пьеса Шкваркина предполагает трёхактный спектакль). В отличие от предыдущей постановки «Цыганского барона» в Красноярске также немного изменилась последовательность номеров. Что, впрочем, нисколько не портит этот спектакль.

Сюжет оперетты Штрауса общеизвестен, поэтому подробно пересказывать его нет необходимости. В постановке Гулиевой все осталось без изменений: возвратившийся из странствий на родину барон Сандор Баринкай влюбляется в прекрасную цыганку. Которая, как вскоре выясняется, вовсе не цыганка, а его кузина, богатая наследница знатного графского рода. Герои влюбляются, простаки веселят публику, и все заканчивается хэппи-эндом…


«Цыганский барон»

Но то ли сказалось отсутствие режиссера, то ли премьерное волнение – первые показы получились несколько сыроватыми. Такое ощущение, что артисты все время куда-то торопились. А в финале Николай Галактионов (губернатор граф Оммонай), едва взглянув на медальон Сафи (заслуженная артистка России Галина Кичка), без всяких переходов и тени сомнения признает в ней похищенную в младенчестве дочь. Ничего себе, быстрота реакции! Подобная спешка смотрится, по меньшей мере, нелепой. И в основном происходящее на сцене оживлялось за счет комической пары Владислава Питальского (Стефан) и Натальи Горячевой (Мирабелла). Лирические персонажи им пока уступают. А заслуженному артисту России Виктору Савченкову (Сандор Баринкай) остается только посочувствовать – уже много лет он тянет на себе весь героический репертуар. Можно представить, как же эти герои ему надоели! Хотя Савченков не скрывает, что с удовольствием играл бы характерные роли. И, судя по некоторым попыткам, они ему блестяще удаются – артист владеет разными амплуа. Но пока в театре не появится молодой герой-любовник, этот вопрос остается открытым.


«Цыганский барон»

Что можно назвать настоящей удачей спектакля – его оформление. Художник Жанна Семенюк сделала ставку на зрелищность: цыганщина в ее представлении – это пестроцветие, многообразие красок. И она не ошиблась – такого яркого и красивого спектакля на сцене музкомедии не было уже давно. А новый свет, установленный недавно в театре, еще больше усиливал этот эффект. Ничего подобного здесь раньше и представить себе не могли.

Из истории спектакля

Обратившись к повести венгерского писателя Мора Йокаи «Саффи», Иоганн Штраус хотел создать оперу. Однако в процессе работы над произведением его первоначальный план подвергся существенным изменениям. «Цыганский барон» стал опереттой, которая многими своими чертами тяготеет к оперному жанру. Что сказывается и в серьезном сюжете, заменившем обычную веселую интригу, и в неторопливом развитии действия, которое расцвечивается бытовыми сценами. «Цыганский барон» – это лирико-романтическое произведение. В основе его – стихия песенности, ритмы вальса, польки, марша, чардаша. Огромную роль играют цыганские и венгерские мелодии и характерные для них ритмы.

Говорят, один из предков Штрауса был цыганом. Возможно, именно этим объясняется интерес композитора к венгерско-цыганской мелодике. Во всяком случае, Штраус первым ввел в сценическое действие цыганские мотивы, которые в дальнейшем использовались в произведениях многих классиков оперетты – Ф. Легара, И. Кальмана, Ф. Зуппе и других.

Впервые «Цыганский барон» был поставлен в 1885 году в Вене. Затем последовало его триумфальное шествие по всем столицам мира – оперетта заняла свое место на афишах лучших театров. Шли революции и войны, государства меняли свои границы и названия, поколения уходили и приходили, а спектакль по-прежнему не сходил с театральных подмостков. Одна из российских премьер состоялась в военной Москве 1942-го — художественным руководителем спектакля был сам В.И. Немирович-Данченко. Не один раз «Цыганский барон» ставился и в Красноярске.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать