Что же, о происхождении казанской сироты мы уже разузнали, давайте на сей раз выясним этимологию самого слова «сирота», и поставим в этом деле точку.
«Сирота» – исконно славянское слово, поскольку понятие, обозначающее ребёнка, оставшегося без родителей, существует, пожалуй, ровно столько же, сколько и сам человек, и у каждого народа есть своё слово для его названия. Это существительное схоже по словообразованию с такими словами, как «красота», «доброта» и тому подобными. То есть как «беднота» образуется от прилагательного «бедный», так и «сирота» – от «сирый». Что же значит «сирый»? <…> и в эти-то ямы попадают без различия пола, возраста и звания, ума и неразумия, старый и малый, богатый и сирый... (А. Сухово-Кобылин). Кого имел в виду писатель, называя «сирым»? Очевидно, это противопоставление богатому, причём тут не обязательно подразумевается материальное богатство. Одинокий, всеми оставленный человек тоже может называться сиротой. В XI—XIV веках, например, сельское население княжеских вотчин называлось не иначе, как сиротами, хотя это совершенно не говорит о том, что у них всех не было родителей. Постепенно термин «сироты» был замещён словом «крестьяне». Правда, в XVI – начале XVIII вв. крестьяне, посадские люди, стрелецкие и солдатские жёны и дети в обращениях к правительству и землевладельцам продолжали именовать себя «сиротами».
Ещё один вопрос касается рода «сироты». Если речь идёт о девочке, никаких трудностей не возникает, а вот можно ли сказать о мальчике: он – круглая сирота? Ответ: нет. Слово «сирота» может быть как женского, так и мужского рода и в зависимости от этого прилагательное при нём будет принимать форму так же женского или мужского рода. Тем не менее, словосочетание «сирота казанская» – исключение из этого правила, поскольку является устоявшимся выражением, и сказать о ком-либо «сирота казанский» будет ошибкой.
Наконец, последнее замечание: в множественном числе и его падежных склонениях ударение ставится на второй слог, на букву «о» – сирОты, сирОт, сирОтам, сирОтами, о сирОтах.
…>