Помните? Помните эти жуткие школьные сочинения по литературе? «Проблема чувства долга в романе блаблабла писателя такого-то»; «Конфликт отцов и детей в произведении блаблабла писателя сякого-то»; «Столкновение традиционных ценностей и прогресса как основа конфликта в творчестве блаблабла блаблабла»? Конечно, помните! Иначе зачем бы вам так морщиться!
Так вот!
Быстренько, быстренько все достаем тетрадочки, вырываем двойные листки, ставим дату и фамилию. Пишем тему сочинения: «блаблабла, проблема, блабла, конфликта, бла, чувства, бла, ценностей». А теперь скоренько-скоренько сминаем наши листики и рвем их на меленькие-меленькие кусочки! Поторопимся, поторопимся! Назаров, не спать!
С чего это вам так повезло?
Да с того, что тему долга, конфликта отцов и детей, традиций и новаторства, а также судьбы, судьбы и судьбы, уже раскрыли без вас!
Уроженка Бангладеша Моника Али получает пятерку, а нам остается только дивиться на эту супер-одаренную литературную дебютантку. Конечно, ставить Монику и ее насквозь биографический роман на одну полочку с лит. классиками из первого абзаца мы не будем. И писать сочинения в честь ее книжки – тоже.
А вот прочитать «Брик Лейн» все-таки придется.
Во-первых, для того, чтоб осуществить гештальт и понять, как грамотно и без мышечных судорог на бумаге расправляться с темами долга, проблемных родственников и безработицы.
Во-вторых, чтобы расширить кругозор. Понимаю, звучит неярко, но оно того стоит.
Брик Лейн – улица бангладешских эмигрантов в Лондоне. На ней и живет Назнин, – деревенская девушка, выданная отцом замуж за соплеменника за границу. Рожает детей, неуклюже объясняется на английском в супермаркете, пишет письма сестре на родину и много думает.
Наблюдая за жизнью Назнин на протяжении пятнадцати эмигрантских лет, читатель настолько погружается в унылую атмосферу Брик Лейн, что от банального звонка сотового способен испытать катарсис. Быт бесправных мусульманских женщин (ежедневное вытирание пыли с тридцати керамических собачек, обед из пяти блюд, замужество по велению папы, запрет на дружбу с павшими курящими подругами); правила поведения на улице («иди на шаг позади мужа, прыгай в сторону от незнакомых мужчин, заблудилась – помолись»); милые женскому сердцу способы бытовой мести:
Из молитв Назнин вычеркнула повышение. На следующий день нарезала три очень острых красных перчика и вложила, как гранату, мужу в бутерброд. Грязные носки снова сунула в ящик с бельем. Когда вырезала ему мозоли на ногах, случайно скользнула бритвой мимо. Бумаги перепутались после уборки. Все домашние дела-плебеи при дворе его величества Шану – буксовали. Начались небольшие мятежи, рассчитанные на подрыв государства изнутри.
И – ломка устоев, стереотипов, себя, серванта с тридцатью керамическими собачками.
И – рождение любви к собственному мужу после трех лет совместной жизни.
И измена, и роман с молоденьким исламским экстремистом, и освобождение от гнета мужиков, и вызывающие походы на каток.
«Брик Лейн» – размеренный и обстоятельный роман без новояза, сексуальных извращений и зеленых человечков в голове у писателя.
Прочитать его – все равно что пролечить печень в профилактических целях. Пропить курс капель здравого смысла, поставить три кубика семейных ценностей внутривенно.
И отправляться кутить и надираться пелевиными и браунами до утра.
Берегите себя!
Анна Андерсен
• ул. Телевизорная, 1. Торговый квартал на Свободном. тел.