Красноярские актеры обратились к популярной бродвейской истории. Заслуженный артист России Сергей Селеменев поставил в Доме актера спектакль «Четвертая сторона треугольника» по пьесе известного американского драматурга Мюррея Шизгала (в российских театрах она нередко идет под названием «Любофф»). В постановке заняты актеры театра им. Пушкина.
На сцене – классический любовный треугольник: женщина и двое мужчин. Первый, Милт Менвилл (заслуженный артист России Виктор Лосьянов), – энергичный и преуспевающий. Его однокашник Гарри Берлин, по прозвищу Достоевский (Павел Семенихин), – типичный неудачник. Собственно, они и встречаются в тот момент, когда Гарри пытается покончить с собой, прыгнув с моста на набережной. Как лекарство от безысходности, приятель предлагает ему любовь: «Не зная любви, ты хочешь свести счеты с жизнью?!» А в качестве ангела спасения подсовывает… собственную жену Эллен (Елена Качкалова).
Все время действия герои пытаются выяснить, что есть любовь и кто же кого на самом деле любит (как вариант, даже, что он любит его, а отношения с женой друга – не более чем сублимация). Можно ли полюбить человека, который причиняет тебе боль? Ставит в смешное положение? И как долго это способно продолжаться?.. Публике предлагаются на выбор разные варианты.
Здесь все как будто бы поставлено с ног на голову, логические доводы одного отступают перед абсурдностью рассуждений другого… Впрочем, зачастую герои вообще не слышат друг друга.
Есть в этой истории еще один персонаж, который присутствует незримо (видимо, та самая «четвертая сторона треугольника»), – некая Линда, любовница Милта. В общем-то из-за нее и закручивается вся заварушка: Эллен не дает мужу развод, и последний ничего лучше не придумывает, как предложить ей взамен своего приятеля. Знал бы, кого предлагал…
Несколько лет назад к пьесе Шизгала обращался норильский режиссер Александр Зыков, в его постановке публика могла посмотреть язвительную пародию на пресловутые любовные чувства. На сцену выходили классические персонажи Арлекин (заслуженный артист России Сергей Ребрий), Пьеро (Лаврентий Сорокин) и Коломбина (заслуженная артистка России Нина Валенская). И разыгрывали забавный трагифарс, где все эмоции были обострены.
В красноярской версии отношения высвечены не столь явно – все происходящее выглядит большой условностью. И как, на самом деле, можно в одночасье полюбить такого нелепого и эгоистичного субъекта, которого изображает Семенихин? Во всяком случае, верится с трудом, что на подобного недотепу может клюнуть роскошная героиня Качкаловой. Подумать только – он питается исключительно молоком, разбавленным на две трети водой! Проще дать мужу развод без всяких отступных… В постановке норильчан вся гротесковость Гарри Берлина искупалась актерским обаянием и самоиронией Лаврентия Сорокина. Чего явно не хватает Семенихину.
Зато, впрочем, охотно веришь, что такого субъекта в один прекрасный момент захочется отправить к праотцам! Куда он, собственно, и собирался в самом начале. Все возвращается на круги своя…
Чем хороша пьеса Шизгала – она предполагает как разную подачу, так и различные варианты финала. Хотя жанр постановки Селеменева обозначен как детективная комедия, режиссер не стал сгущать краски – все-таки спектакль антрепризный, излишняя трагедийность здесь ни к чему. Но отчего, выходя из зрительного зала, испытываешь некоторое сожаление? Нет, кого-то здесь явно не мешало бы убить!
Елена Коновалова