Издатель: Bethesda Softworks
Жанр: survival horror
Когда Bethesda взяла под свое крыло этот тогда еще мутный и непонятный объект, в стане игроков ликовали не только ярые поклонники творчества Говарда Ф. Лавкрафта. Шутка ли - "Call of Chtulhu" на тот момент была сгустком концепт-артов, пары скриншотов, да нескольких слегка простоватых, но аутентичных моделей персонажей. И её, такую немытую и неухоженную, взялась вырастить и выкормить сама Bethesda, издатель такого монумента как The Elder Scrolls 3: Morrowind. Таким образом, игра если и не разжилась богатеньким папенькой, то стала вторым ребенком (первым и главным является сэр Oblivion) у заботливой хозяйки, что не могло не сказаться положительно на итоговом результате.
Включение в название самого известного символа лавкрафт-атрибутики, древнего Ктулху, обязывает ко многому: нужно было учесть как многочисленных фанатов, которые беспощадны к малейшим девиациям от истоков, так и несведущих обывателей, которые с творчеством сэра Говарда Филлипса не знакомы, но, тем не менее, тоже не хотят зря тратить время и деньги. Надо сказать, разработчики не спасовали перед такой нетривиальной задачей. "Двум богам служить нельзя", говорит профессор Преображенский, но можно попытаться найти ту самую золотую середину, что студии Headfirst Production почти удалось.
Игра приглашает проследить за судьбой Джека Уолтерса, детектива из Аркема, которому уготовано узнать много нового о городке Инсмут, о Древних, о культе Дагона и о своем прошлом. История одна и вариантов не предполагает (помните об армии фанатов, следящих за каждой строчкой сценария?), но и та, что есть, очень старается не отпускать надолго игрока в свободное плаванье, в нужных местах подсовывая под сюжетные рельсы скриптик-другой, а иногда и лихо разворачиваясь буквально на 180 градусов. Информация подается строго дозированным порциями - то там, то здесь можно встретить книги, брошюры, заметки о происходящем, которые выхватывают из тумана отдельные сцены сюжета, связывать которые в единое целое предполагается вашему воображению.
Игровая механика очень старается поддерживать атмосферу и использует для этого множество уловок, иногда интересных, иногда нет. Джек Уолтерс взаимодействует с окружающим его миром посредством универсальной кнопки "Use", что, тем не менее, не снимает с игрока обязанностей выбора. Решение это тем более странно, что вещей, как правило, немного, а ответ на вопрос, что применить к вращающемуся вентилятору - фотокарточку или железный лом, довольно очевиден. Кроме решения головоломок, Джеку Уолтерсу придется красться, красться много и подолгу. Из-за постоянных сумерек и влияния Бога моря, жители Инсмута обрели нечеловеческое зрение, но почти полностью утратили слух и разум, поэтому термин "красться" в "Call of Chtulhu" означает "ходить где угодно и как угодно громко, только за спиной у врага". Но рано или поздно игра уравнивает шансы - Джек находит оружие. И надо заметить, что "Dark corners of the Earth" - первая игра, в которой альтер-эго всегда стреляет плохо, независимо от навыка игрока. "Цельтесь в голову для наибольшего урона" - издевается игра, тогда как Джек не дурак промахнуться и из дробовика в упор. Стреляет он по-пижонски - от бедра, причем как из берданки и томми гана, так и из пистолета и револьвера. Рыбаки, к счастью, тоже хороши, поэтому перестрелки превращаются в долгую и утомительную русскую рулетку.
Еще одно новшество - наглядное отображение текущего состояния мистера Уолтерса. Если персонаж взволнован, напуган или потрясен - вы это увидите. Ранения не "отнимают" "хитов" - все травмы в буквальном смысле налицо, и крайне полезным в случае хорошей перепалки оказывается багаж медицинских средств, т.к. поврежденная рука или нога серьезно ухудшают точность стрельбы и скорость передвижения, а игнорирование обширных ранений вполне способно привести к летальному исходу вследствие потери крови. Если Джек всё-таки пал жертвой чужих (или, вы не поверите, своих!) рук, то предлагается "продолжить" или "загрузить игру"... И тут консольное прошлое показывает свое подлое лицо - сохраняться, следуя приставочным традициям, можно лишь в определенных местах. Задумка гейм-дизайнеров? Дань традиции? Неизвестно, но нельзя заставить игрока прочувствовать скрытый ужас и гнетущую тяжесть окружающей атмосферы, когда он в дцатый раз проходит один и тот же эпизод. Но даже с этой досадной тонкостью "Call of Chtulhu: Dark corners of the Earth" на сегодняшний день является лучшим и по-настоящему честным проводником в мир сумрака, древних мифов и загадок.
Системные требования:
Минимальные: Pentium 3 500 МГц, 128 Мб памяти, 3D-ускоритель с 32 Мб памяти, 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые: Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц, 512 Гб памяти, 3D-ускоритель с 128 Мб памяти, 2 Гб на винчестере
Тестовые: Athlon XP 1.5 ГГц, 512 Мб памяти, ATI Radeon 9600
Александр Перлексов