Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Куда девать мешок денег?

Куда девать мешок денег?

29.09.2006
2

Покупатель аспирина недовольно отмахивается от копеек и даже десятиков – они ему не нужны.

Аптекари говорят, что давать сдачу мелочью им приходится, наверное, чаще, чем где бы то ни было. Ведь ценник любого препарата здесь не «круглый»: в нем всегда есть и рубли, и копейки. И некоторые посетители прямо на их глазах мелкие монеты просто-напросто выкидывают. Людей, которые не хотят засорять карманы позвякивающими медяками, довольно много.

В кубышке

О количестве «нехочух» можно только догадываться. Каждый год в Красноярском крае выпускается в обращение несколько десятков тонн монет, которые приходят на замену старым, точнее, исчезнувшим монетам. Причем основными «заказчиками» мелочи являются как раз те же самые аптеки и почта. Выдача пенсий, расчеты за лекарства должны быть точными.

При этом в Главном управлении Банка России по Красноярскому краю признаются, что обратно эти дензнаки не возвращаются. Центробанк не имеет права указывать организациям, куда девать деньги. Хочешь – бросай на ветер, хочешь – оставляй себе. А уж куда они деваются – то ли в карман, то ли в кубышку, или на мусорку,– не ведает никто.

Тем не менее отказаться (то есть изъять из обращения) от монеток пока невозможно. Хотя экономической целесообразности в копейках уже нет. В принципе, такая ситуация уже была. Так, в период деноминации практически все цены округлялись до десяти рублей. И тем не менее монеты имели хождение. В 1999–2002 годах можно было даже обменять копейки советского образца на современные деньги в пропорции 1:1000, то есть за 10 рублей копейками советского образца можно было получить 1 современную копейку.


Куда девать мешок денег? (http://www.mk.ru/numbers/2127/p-2-5.jpg)

По словам заместителя начальника управления эмиссионно-кассовых операций и перевозки ценностей Центробанка Дмитрия Лущаева, это игра в одни ворота. Банкир отмечает, что процент возврата монет в Центробанк настолько мал, что им можно пренебречь без особого ущерба для статистики.

Учитывайте, что деньги также имеют свою цену. Например, изготовление одной копейки на Монетном дворе обходится примерно в десять копеек. Прибавьте к этому стоимость доставки в регионы, распределения по районам и вооруженную охрану на каждом из этих этапов.

Себестоимость копейки действительно превышает ее номинал. И тем не менее денежное дело не убыточно. За счет бумажных купюр.

Себестоимость пятитысячной банкноты несоизмерима с ее номиналом. Потому и получается выгода. Именно за счет их распространения, то есть за счет эмиссионной прибыли, Центробанк получает свое. В противном случае, если бы все деньги стоили так дорого, как обыкновенные копейки, приобретение их у «Гознака» оказалось бы просто невозможным.

Бумажный круговорот

Когда у вас в кармане оказывается заветная зарплата, то немногие думают: а куда же она уходит? Именно не заработанное, как нечто абстрактное, а конкретные бумажки, дензнаки. Они наверняка окажутся в кассе магазина или кошельке другого человека, потом опять в магазине и опять в кармане другого. И так дензнак будет ходить по свету, пока не одряхлеет. Вот тогда-то банковские специалисты и изымут его из обращения. Банкиры называют этот процесс «ответховывание» (термин обозначает отделение ветхих денежных знаков от годных в процессе пересчета).

Каждый год из Красноярского края вывозится около 50 тонн купюр разного достоинства. Быстрее всех ответховывается родная десятка. Она ходит в среднем полгода, после чего становится непригодной к обращению. Тысяча – два года. Купюры других номиналов вращаются в обществе в этом временном промежутке.

При этом в регион завозится чуть больше купюр, чем то количество, которое ответховывается. Банкиры называют Красноярский край выпускающим регионом. Иными словами, здесь Центробанк выдает больше денег, чем получает обратно. Без подпитки извне кругооборота денег не хватает для обеспечения нужд края.


Куда девать мешок денег? (http://www.nbj.ru/netcat_files/11_1882.jpg)

Такая ситуация лишь косвенно связана с экономическим положением в регионе. Иными словами, это не является показателем стабильности или нестабильности. Это лишь особенность миграции денег. Люди едут на Дальний Восток за автомобилями, на оптовые базы отправляются в Новосибирск – и оставляют наличность там, едут отдыхать на курорты – возвращаются без денег. И то, что мы регион-донор, тут ни при чем.

Хотя, с другой стороны, быть изымающим регионом, то есть которому хватает денег и в который поступают деньги из других, более почетно. Если люди привозят сюда деньги и оставляют их, значит, местные товары пользуются спросом. Но подчеркиваю: данный показатель нисколько не отображает целостную экономическую картину.

Вместе с тем в последнее время процент возврата бумажных купюр в кассы Центробанка возрастает, в отличие от копеечных монет. Так, в 1998 году возврат составлял примерно треть общей суммы, выпущенной в обращение. Сегодня этот показатель приблизился к 80%.

Деньги – пыль

После «смерти» деньги уходят на переработку. Когда ответхованная купюра поступает в Центробанк, ее отправляют в специальное хранилище. Здесь также строгий учет. Одно время в России пытались даже получить некоторую прибыль от денежной макулатуры. Купюры измельчались, а после из них при помощи прессования изготовлялись своеобразные брикеты. Кто-то придумал, что бывшие деньги можно не просто захоронить, но получать от этого прибыль. Брикеты пытались использовать для печного отопления вместо дров и угля. Однако начинание потерпело неудачу. Оказалось, что «дорогое» топливо при сжигании токсично и к тому же плохо горит. Сейчас деньги просто уничтожаются. Специальный аппарат размельчает купюры до такой степени, чтобы потом невозможно было восстановить даже частичку заветной бумажки.

Порву!

Обычная картина в магазине, когда склеенную либо поврежденную купюру не хотят принимать на кассе. В некоторых случаях отказ продавца необоснован. По словам Лущаева, это происходят из-за неосведомленности продавца.

Требования к износостойкости купюр разрабатываются в Банке России в Москве. К примеру, чем больше процентное содержание хлопка в купюрах, тем выше ее износостойкость. Собственно, повышать износостойкость, делать их вечными никто не собирается. Это просто невыгодно. Естественно, Центробанк несет затраты, закупая и перевозя деньги. Однако при повышении стойкости купюр к старению повышается их себестоимость. Потому в ЦБ пытаются соблюдать некоторый баланс этих показателей.

Есть довольно четкие критерии оценки ветхости.

У большей части купюр, которые имеют хождение, незначительные повреждения. И их должны принимать! Грязь на банкнотах, надрывы, потертости, отверстия, проколы – не повод для отказа принять деньги. Даже если на них будут посторонние надписи, отпечатки или штампы. Купюры без углов или защитных нитей также должны принимать.

Сильно поврежденные денежки обменивают совершенно бесплатно – в любом коммерческом банке.

Ситуация, когда забыли вытащить деньги из кармана и постирали вместе с рубашкой или брюками, не повод для расстройства. В ГУ ЦБ РФ по Красноярскому краю говорят, что если дензнаки побывали в химически активной среде и поменяли после этого окраску и свечение в ультрафиолетовом свете, они также подлежат обмену в банковских организациях. Условие одно – на банкнотах должны отчетливо просматриваться изображения. Так что деньги нужно беречь в любом случае, причем в прямом и переносном смысле.


Куда девать мешок денег? (http://www.nova-bank.ru/images/main_0.jpg)

Мнение эксперта

Дмитрий ЛУЩАЕВ, заместитель начальника управления эмиссионно-кассовых операций и перевозки ценностей ГУ ЦБ РФ по Красноярскому краю:

Естественно, что в процессе обращения денежные знаки получают повреждения, ветшают. При этом они могут настолько обветшать или даже утратить свои защитные свойства, что просто-напросто перейдут в разряд неплатежных. Существуют четкие критерии, определяющие платежность купюры. Во-первых, она должна иметь силу законного платежного средства на территории Российской Федерации. Во-вторых, дензнак не должен иметь признаков подделки или переделки. Кроме того, необходимо, чтобы не менее 55% площади купюры было в сохранности. В банках существуют специальные сетки, на которые накладываются деньги и определяют эту самую площадь. Конечно, в магазинах провести такую операцию, скорее всего, невозможно.

В принципе, купюра может быть разорвана хоть на десять кусков. Если в сумме эти бумажки составляют 55 и больше процентов, то банк просто обязан обменять ее на целую.

Если купюра склеена и не возникает сомнений в том, что это две части одного денежного знака, то она также подлежит обмену. В нашей практике бывали случаи, когда люди пытались сбыть две части разных купюр.

Совет населению – если отказали принять купюру в магазине, идите в коммерческий банк и меняйте ее.

Монеты также имеют признаки платежности. Так, к оплате принимаются все монеты, сохранившие изображения на лицевой и оборотной стороне (аверсе и реверсе).

Марат Винский

Рекомендуем почитать