Евгений Гришковец явно полон ожиданием новогоднего праздника. Сибирский тур завершился, дома ждет семья – настроение улучшилось, как прозвучало на его концерте в клубе «Че Гевара». Впрочем, и спектакль «Планета», который Гришковец в этот раз показал в Красноярском театре музкомедии, – тоже о любви...
Точнее – об отчаянном желании любви, такой недосягаемой в большом городе, где одиночество особенно невыносимо. Когда хочется сбежать из дома, где ты с мучительной надеждой ждешь звонка от кого-то дорогого и недоступного. Но телефон безнадежно молчит, и хочется раствориться в городе, почувствовать, что ты хоть кому-то нужен. Пусть не тому, кто нужен тебе… Хоть ненадолго, но обрести надежду. Расплатившись наутро опустошением от очередных рухнувших иллюзий. Где она, любовь?..
Об этом весь спектакль рассуждает его герой. В отличие от предыдущих постановок, в «Планете» Гришковец впервые вывел на сцену двоих. Он и Она, двое в огромном мегаполисе. Она – за окном своей квартиры, Он – случайный прохожий. Их нет в жизни друг друга, есть только миллионная вероятность, что их орбиты когда-нибудь пересекутся. И надеждой на эту вероятность, мечтой о ней пронизан весь спектакль.
Премьера «Планеты» состоялась пять лет назад. Партнершей Гришковца стала молодая актриса Вахтанговского театра Анна Дубровская (известная ныне широкой публике по роли вампирши в «Ночном дозоре»). Партнершей не только на сцене, но и в создании самой пьесы – все, что она произносит в «Планете», Дубровской пришлось придумать самой, Гришковец лишь задавал темы. Может быть, именно отсюда в ее монологах такая беззащитная искренность и достоверность? Никакой имитации, только личностное откровение.
Последнее – вообще необходимая составляющая всего, что делает Евгений Гришковец. Все его произведения, будь то спектакли, рассказы или тексты песен для его проекта с группой «Бигуди» – только о пережитом. Он говорит о вещах всем понятных и знакомых. Не отрицая в то же время затертость некоторых из них. Как образ женщины в окне – ну что, казалось бы, может быть банальнее? Сразу накатывает ощущение тоски… Однако, как говорит автор, все меняется, если мы знаем, что она кого-то ждет. И она его обязательно дождется! И у них все будет хорошо. Хотя бы ненадолго...
Тему любви в большом городе Гришковец продолжил в «Че Геваре». На его совместных концертах с «Бигудями» мне прежде бывать не приходилось. Наверное, потому, что в его первые приезды в Красноярск не хотелось ничем разбавлять впечатления от этого человека-театра. Но после «Планеты» музыкальные откровения Гришковца оказались как нельзя более в тему. Потому что все они о том же. О простом, ничем не примечательном человеке, с его переживаниями и радостями – одном из нас. Досада, что не умеешь петь – а так хочется! И что курить хоть и вредно, «но в каждой пачке может найтись та сигарета, с которой может начаться хороший день». Боль за год, прожитый без любви: «Что было в этом году, зачем я его прожил?..» И какая-то детская радость, что ей, именно ей ты нравишься: «Я хороший, меня можно любить!» Предваряя последнюю песню, Гришковец шутливо назвал ее мужскими мантрами. А, исполнив, добавил: «Вспоминайте эти слова, милые барышни, хотя бы 8 марта и 23 февраля!»
Но настоящей кульминацией вечера стал хит «Настроение улучшилось» – вот уж действительно мантра! По сути, как мало нужно человеку для счастья – обнаружить в кармане старого любимого пиджака завалявшуюся купюру. Или заглянуть в глаза новорожденной дочери – от этого настроение улучшается бесконечно… На концерте Гришковец исполнил две части «Настроения». А вскоре пообещал выложить в Интернете и третью. «И вообще, это бесконечная история – присылайте ваши сюжеты!» – радушно предложил он под занавес.
Кстати, «Год без любви» – песня с нового альбома «Секунда», над которым сейчас работают музыканты. Как пообещал Гришковец, сингл его выйдет уже в конце декабря, и вся пластинка будет посвящена любви. В Красноярске полная презентация диска ожидается весной. И тогда же, возможно, мы увидим последнюю постановку Гришковца «По По», где он сыграл вместе с Александром Цекало.
Елена Коновалова
Фото Андрея Петрова