В театре им. Пушкина выпустили настоящую рождественскую историю для всей семьи. Главный режиссер театра Олег Рыбкин представил премьеру музыкальной сказки «Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж!» по Диккенсу – с чудесами и превращениями.
Да-да, именно диккенсовский Скрудж впоследствии послужил прообразом для знаменитого героя из диснеевских «Утиных историй». И, как и его мультяшный тезка, в спектакле пушкинцев Скрудж (Марк Парасюк) такой же скряга – только волшебство способно изменить его отношение к окружающим и самому себе. Накануне Рождества с жадным стариком как раз и происходят чудесные превращения.
В оригинале повесть Чарльза Диккенса полна нравоучений и морализаторства о том, что такое хорошо и что такое плохо – все в духе Викторианской эпохи. В пьесе Ольги Никифоровой эти рассуждения тоже присутствуют. Но постановка Олега Рыбкина с песнями и заводными танцами под музыку Елены Сибиркиной избавила рассуждения героев спектакля от излишней назидательности. Сценография Ильи Кутянского гармонирует с яркими, красочными костюмами Елены Турчаниновой. Дополняющий это зрелище мастерски выстроенный свет Дмитрия Зименко просто завораживает – глаз не оторвать от сцены!
По атмосфере спектакль скорее напоминает истории про Алису Льюиса Кэрролла, «Питера Пэна» и «Мери Поппинс». Добрая старая Англия с настоящими леди и джентльменами, озорными трубочистами и добродушными духами и привидениями… Пожалуй, одно из самых больших достоинств постановки – удачное распределение ролей. Даже в небольших эпизодах актеры запоминаются, их образы объемные и цельные. Главный герой появляется на сцене сразу в трех возрастах – мальчика-Скруджа играет Федор Парасюк, юношу – Владимир Скробан. Экскурс в прошлое помогает и самому герою, и зрителям понять, как сформировался его неуживчивый характер – в детстве Скрудж был очень одинок… Деньги показались ему надежной защитой от любых потрясений. И незаметно овладели им самим. Несмотря на прямолинейность посыла, в постановке Рыбкина подобные перемены в характере персонажа не выглядят надуманными. Равно как и не кажется чем-то наивным его раскаяние в финале – в какой-то момент ощущаешь, что волнение Скруджа, сумевшего открыть в себе умение искренне радоваться жизни, передается и тебе… И одновременно в памяти возникают невольные параллели с некоторыми британскими фильмами вроде «Дневник Бриджет Джонс» и «Реальная любовь». Наверное, потому что и в этих рождественских историях герои все-таки приходят к осознанию чего-то настоящего…
Кстати, по словам Олега Рыбкина, на сказке «Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж!» он также опробовал музыкальные способности пушкинской труппы, умение актеров петь и танцевать. Судя по результату, впереди у театра еще не один музыкальный спектакль. И ближайший из них – серьезная работа по Брехту. В конце сезона Рыбкин намерен выпустить «Трехгрошовую оперу» на оригинальную музыку Курта Вайля, написанную когда-то для премьеры спектакля по этой пьесе. Одним из сюрпризов новой премьеры для красноярских театралов станет появление в одной из ролей солистки театра музкомедии Натальи Горячевой. Артистка не скрывает, что давно мечтает всерьез попробовать себя на драматической сцене.
Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова