Главная
>
Статьи
>
Анатолий Тихонов: «Мы сделали форум интересным»

Анатолий Тихонов: «Мы сделали форум интересным»

26.02.2007
1

Анатолий Тихонов

IV Красноярский экономический форум финишировал. Что наметили, какие проекты будут реализовываться на территории края и самое главное: какова отдача от этих проектов? Об этом наш корреспондент беседует с заместителем губернатора края, руководителем Постоянного представительства администрации края при правительстве Анатолием Тихоновым.

Инвестиции пошли в край

Анатолий Владимирович, с точки зрения обывателя, форум – это когда большие чины собираются вместе, говорят и уезжают. Некоторые скептики утверждают, что ждать от такого мероприятия конкретных результатов не стоит – только общие договоренности. Наивный вопрос: каковы результаты нынешнего мероприятия и, возможно, результаты предыдущих?

Позвольте не согласиться с утверждением, будто форумы не приносят результатов. Основная их задача – создание площадки, где власть и бизнес могут высказать друг другу свою позицию, определить приоритеты дальнейшего развития. Предыдущие три форума имели для края вполне конкретные экономические результаты. Судите сами. На первом мы презентовали тот инвестиционный потенциал, которым обладает наш регион. А ведь это, согласитесь, немаловажно для привлечения инвестиций. На втором были запланированы мероприятия, которые вошли в программу инвестиционного развития края: Нижнее Приангарье, нефтегазый комплекс, а также экономические перспективы объединения края с Эвенкией и Таймыром. На третьем форуме была внесена заявка в Инвестиционный фонд РФ. И это стало событием федерального масштаба – проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» был первым проектом, получившим там поддержку. Согласитесь, это довольно значимые результаты. Тема нынешнего форума была намного шире, чем у трех предыдущих. Хотя и важные вопросы краевого значения: формирование международного хаба на базе аэропорта Емельяново и пространственное развитие края обсуждались на круглых столах. Одна из наиболее актуальных тем сегодня – межрегиональная кооперация. Для примера – Красноярский край и Иркутская область. Сегодня инвестиционные проекты этих двух регионов в области газодобычи попросту не могут существовать и развиваться отдельно. Необходим комплексный подход, учитывающий интересы двух субъектов.

Содержательным результатом нынешнего форума для нашего края явилось усиление внимания Федерации к крупным межрегиональным инвестиционным проектам с участием базовых регионов – Красноярского края, Сахалина, Якутии, Иркутской области.

А что дает это совместное развитие?

Развитие межрегиональных связей позволят выйти на совершенно иной уровень развития инфраструктуры, привлечения инвестиций. Показатели могут вырасти буквально в разы.

На форуме была озвучена мысль, дескать, развитие базовых регионов должно дать толчок развитию «слабым» дотационным субъектам. Не получится ли так: мы заработали и просто отдали другим?

Раньше межбюджетные отношения строились именно по такому принципу – те, кто не зарабатывает, получают больший кусок. Это совершенно тупиковый подход, который был антистимулом для развития как слабых регионов, так и сильных. Предложения по уходу от практики межбюджетного выравнивания и переходу к принципам межбюджетных отношений, стимулирующим развитие регионов, были сформулированы в представленном летом президенту докладе рабочей группы Госсовета по вопросам комплексного социально-экономического планирования развития регионов под председательством губернатора Александра Хлопонина. Сегодня позиция Федерации относительно инвестиционной политики кардинально изменилась. Так, за последние два года объем федеральных инвестиций в край возрос более чем в четыре раза.

Время пришло

Анатолий Владимирович, некоторые инвестпроекты, которые сейчас на слуху, задумывались еще в советские времена. Ту же Богучанку начинали еще при Федирко. Не получилось. Что же сегодня кардинально изменилось в государстве, что позволяет говорить об успешной реализации этих проектов?

Очень простое объяснение. При плановой экономике просто невозможно просчитать эффективность конкретной составляющей каждого проекта. Богучанская ГЭС задумывалась, в том числе, для нужд оборонного комплекса. Естественно, в условиях рыночной экономики эту задачу нельзя брать в расчет. Оборонке эта станция не нужна. При подготовке проекта были проанализированы все материалы, заложенные еще в советское время. Выбраны именно те, конкурентоспособные, которые могут работать сегодня. Но только желания государства для успешной реализации крупного промышленного проекта недостаточно. Потому мы и занялись поиском инвесторов, готовых участвовать в этих проектах финансовыми средствами, в то время как государство взяло на себя ответственность за развитие необходимой инфраструктуры. Только такая система – государственно-частное партнерство, при котором и государство, и бизнес максимально эффективно участвуют доступными им средствами, и дает возможность с уверенностью говорить – проекты будут реализованы. Есть люди, готовые и уже вкладывающие деньги, есть идеи, подтвержденные четким экономическим анализом, а не призрачные планы, спущенные партией сверху.

Кадры решают

Все это великое множество проектов потребует множество кадров. Где будете брать?

Нужно самим готовить квалифицированные кадры. Думаю, с этим успешно справится Сибирский федеральный университет, образованный в крае совсем недавно. Данный вуз должен дать качественно новый уровень образования, обеспечить кадрами весь восток страны.

К тому же мы должны максимально задействовать те ресурсы, которые уже имеются в нашем регионе. Например, на строительстве Богучанской ГЭС сегодня работает около 70 % жителей Красноярского края.

А остальные 30 % откуда? Я не о Богучанке, но о других проектах. Демографический взрыв?

Даже если сегодня повысить в разы уровень рождаемости, то новые работники появятся лет через двадцать. А ведь их еще и обучить нужно. Поэтому демографию оставим на долгосрочную перспективу. Единственная возможность сегодня покрыть кадровый дефицит – привлекать людей. Возникает вопрос: откуда? Существует программа переселения соотечественников из СНГ. Красноярский край выбран в качестве базового региона для реализации этой программы. Однако тут есть оговорка – мы должны не просто переселять людей в наши территории. Мы должны быть уверены, что эти люди будут трудоустроены, что они имеют соответствующую квалификацию и желание работать.

Какова будет доля привлеченных соотечественников в этих 30 %, мы пока не знаем. Специалисты закончат данную работу к концу весны. В любом случае приоритет при поиске новых кадров для работы над проектами, реализующимися в крае, будет отдаваться нашим людям. Жители Красноярского края ни в коем случае не должны быть обделены в условиях труда, оплате по отношению к привлеченным работникам. Это принципиальная позиция краевых властей.

Анатолий Владимирович, вы единственный заместитель нашего губернатора, почти постоянно находящийся в Москве. Без этого никак? Мы не можем решать свои собственные проблемы без участия столицы?

Регламент, когда каждый регион имеет свое представительство при правительстве, утвержден давно. Это связано с тем, что все отношения с Федерацией, будь то межбюджетные отношения или конкретные отраслевые проекты, решаются в Москве. Я как представитель края могу участвовать в заседаниях правительства, высказывать точку зрения губернатора и представлять федеральному центру позицию региона. Это очень важный и нужный механизм для субъекта. В особенности для региона-донора.

Почему была выбрана такая необычная форма проведения форума – биатлон, дискуссии на пленарном заседании?

Мы хотели, чтобы форум стал интереснее. Ведь участники собрались разные. Тут и представители крупного бизнеса федерального масштаба, и местного предпринимательства, научных кругов. В общей сложности участвовало двадцать семь субъектов Федерации. Мы постарались, чтобы каждый вынес что-нибудь полезное для себя, сферы, в которой работает. Из опыта прошлых лет поняли, что формат, когда докладчики просто представляют свои регионы или компании, не так эффективен. В нынешней модели, при которой тема задается основным докладом форума, а потом обсуждается всеми, работать просто интереснее. Мы можем сделать тему более содержательной, на месте выяснить, чего хотят представители бизнеса, власти. И тут же сообща прийти к компромиссу. Это все отметили. После форума министр экономического развития и торговли Герман Греф признался, что в Красноярске ему задавали такие вопросы, с которыми он не сталкивался на мероприятиях традиционного формата. В обычной жизни нет ни возможности, ни места пообщаться с чиновниками такого ранга напрямую, задать интересующий вопрос. В том и ценность нашего форума – здесь каждый может общаться с самыми высокими чинами на равных.

 

Беседовал Марат Винский, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать