Главная
>
Статьи
>
Мансард век долог

Мансард век долог

12.04.2007
3

Уж сколько раз обманывали смельчаков, отважившихся вступить в долевое строительство! То застройщик разорится. То квартиры перепродадут. То строительство заморозят неизвестно на какой срок. Через все это прошли и те, кто проголосовал рублем за мансарды на улице Воронова.

По долинам и по взгорьям

Проект разработала фирма «Жилстройсервис». Она же обратилась в городскую администрацию за разрешением на строительство.

В итоге был заключен трехсторонний договор: между ПЖРЭТ-10, застройщиком – «Жилстройсервис» и подрядчиком – фирмой «Арматек». Стоимость квадратного метра определили от 9,5 до 14 тысяч рублей, при рыночной – 24 тысячи рублей на то время. Администрация города сообщила о своем «особом» интересе в этом новом проекте: жилье в мансардах будет строиться только для бюджетников, в первую очередь – учителей. За счет городского бюджета была профинансирована половина стоимости жилья. Но неожиданно умирает директор фирмы-застройщика Владимир Коновалов. И «Арматек» останавливает строительство. Дольщики занервничали и начали требовать вернуть им деньги.

Занервничали и жильцы пятых этажей в домах № 14/3, 4, 6. Они оказались живущими под открытым небом: строители остановили свои работы после того, как сняли кровлю, утеплитель. Два месяца квартиры заливало осенними дождями, а зимой и вовсе все промерзло.

Муниципалам повезло

Страсти со всех сторон достигли высшей точки кипения. Начальнику ГАСНа городской администрации Сергею Здорнову было поручено разобраться в ситуации. Он стал куратором стройки. Вставшую во главе «Жилстройсервиса» 23-летнюю дочь умершего Коновалова Анну пригласили в администрацию. И тут она ошарашила чиновников ответом: «Арматеку» не на что заканчивать строительство. Отец занизил стоимость квадратного метра, чтобы сделать эту идею коммерчески привлекательной».

И, как в случае с дольщиками, обманутыми Ефимом Рабинером, мэрия опять приняла удар на себя. Она договорилась с фирмой «Фасады и кровли» закрыть и утеплить крыши, чтобы жители в этих горемычных домах не перемерзли совсем. – Работы фирма провела безвозмездно, – говорит Здорнов. – Строительные организации города бесплатно выделили материалы.

А в это время Коновалова говорила всем, что работы по утеплению кровли ведет ее фирма. И продолжала под шумок собирать с дольщиков деньги. Хотя достройку мансард начала все та же фирма ««Фасады и кровли», опять же по просьбе мэрии. Воистину, дольщики тут выступили в роли безотказной дойной коровы...

В администрации между тем просчитали все затраты и увидели, что, действительно, прежняя цена на квадратный метр была сильно занижена. С учетом минимальной прибыли подрядчика (который НЕ был объявлен правопреемником обанкротившегося «Арматека») новая цена выросла до 18,5 тысячи рублей.

Для дольщиков начались новые мытарства. Где взять дополнительные деньги? Ведь большинство из них и так уже взяли в банках кредиты, продали свое прежнее жилье, мыкались по углам, снимая временные квартиры. По муниципальным бюджетникам мэр принял волевое решение: покрыть разницу за счет средств города. Это лишь 25 человек.

В итоге люди заселили шестой этаж единственного дома – № 14/5.

Во дворе меня усиленно убеждают, что живут тут никакие не бюджетники, а торговцы с рынка, приезжие. На весь дом учителей раз-два и обчелся.

– Откуда знаете? – спросила у пожилой женщины.
– Как не знать? Ведь все в одном дворе гуляем, в один магазин ходим. Сходите, убедитесь.

Стучимся в квартиры шестого этажа. Жильцы все на работе, но в одной нам повезло. Хозяйка Нина – женщина южных кровей – радушно провела по своему жилью. Нина говорит, что зимой здесь тепло, а летом, наоборот, прохладно.


Мансардные квартиры получились на загляденье

– Вы в школе работаете?
Но женщина качает головой, с сильным акцентом объясняет, что она – домохозяйка. Воспитывает троих сыновей и дочку.
Расспрашиваю, где работает муж.
– Он прораб, до этого плотником работал. Мы в этом доме жили, на пятом этаже, пока сюда не переехали, – объясняет Нина…

Ни денег, ни квартир

У кого-то из мытарей не выдержали нервы. Суд, куда они обратились с исками к фирме «Арматек», вынес решение: договор расторгнуть, взыскать все убытки, понесенные дольщиками. Но решение так и осталось на бумаге. Коновалова быстренько объявила себя банкротом. С него, как известно, взятки гладки. Вот и получилось, что после обращения в суд дольщики оказались и без квартиры, и без денег. Тем, кто не подавал в суд, и терпеливо ждет сдачи домов, придется доплачивать еще. Цена за метр будет уже даже и не 18,5 тысячи рублей. Сумму в городской администрации назвать пока отказываются. Уверяют лишь, что постараются, чтобы она была все-таки ниже рыночной.

– Планируем начать достройку двух домов: 14/1–2 этим летом, – говорит Здорнов. – Конструкции по максимуму будут собираться на земле. Крышу утеплим, а потом уже, в зимние месяцы, займемся отделкой.

Мы не против, но мы тоже люди!

Всего под строительство мансард отведено шесть домов. Их красные кирпичные крыши видны издалека.


Красные кирпичные крыши видно издалека

Лишь дом-первенец, куда жильцы въехали больше года назад, голубеет под стать небесам. Он первый и пока единственный населенный. Хотя еще в трех – 3-м, 4-м и 6-м – основные работы закончены. Осталось провести в квартиры водоснабжение, отопление, канализацию. Но строители столкнулись с обороной жильцов пятых этажей, над квартирами которых и выросли мансарды.

Мы приехали, когда в одном из домов – на Воронова, 14/3 – сдавали электрику. Заместитель директора фирмы «Фасады и кровли» Марк Файгенбаум сам принимал работу. Он не возражал, чтобы мы прошлись по готовым квартирам. Деревянные стеклопакеты на окнах, большие кухни-столовые, высокие потолки, около 4 метров. Признаюсь честно, мне квартиры понравились.

Но вид у Марка Борисовича озабоченный:

– Сами видите, что все готово, осталось только врезаться в стояки, да не пускают жители пятых этажей. Если эта проблема решится, управимся за 2 недели. Будем работать и день, и ночь.
– Почему строителей не пускаете? – интересуюсь у парня с пятого этажа.
– Топят постоянно, – ответил он и захлопнул дверь.
На улице к нам подходит женщина в стареньком полушубке и с мусорным ведром.
– Я в четвертом доме живу, на четвертом этаже. Два года назад нас топило все лето, да и сейчас – не лучше. По всему фасаду – трещины. У меня из стены куски бетона вываливаются.


А вот у жительницы 4-го этажа из стены вываливаются бетонные куски

Идем к Людмиле в квартиру. По дороге она успевает объяснить, что сама по образованию строитель. Многодетная мама. Стоит в очереди в исполкоме в очереди на квартиру с 89-го года. Уже и внуки успели родиться, а новой квартиры не предвидится.

В квартире душно и влажно. Потолки в кухне и комнатах – в желтых потеках. Деревянный пол почернел от влаги. И влажный.
– Мыли, что ли?
– Нет, такой всегда.
Людмила демонстрирует два больших куска бетонной стены. О том, что стена аварийная, есть несколько актов. Но представитель управляющей компании, который приходил к ним, заявил: «Замажьте и забудьте». Никаких денег на ремонт им так никто и не дал. Аналогичная картина у ее соседки Татьяны Михайловны. Она жалуется, что вода с трубы бежит постоянно под линолеум. Вентиляция не работает, вся забита строительным мусором. Когда началось строительство, у Людмилы сбросили с крыши антенну.
– Мы понимаем, что дольщики нахлебались. Потратили столько денег, нервов... Но мы ведь тоже люди! Почему же мы должны страдать из-за этого строительства? – недоумевает Людмила.
Как разрешится эта проблема – непонятно. В пострадавших и те, кто живет в этих домах с мансардами, и те, кому когда-нибудь предстоит здесь жить. Но руководитель архитектурно-строительного надзора Сергей Здорнов настроен оптимистично:
– Получилось комфортное, современное, интересное жилье. Я этого не ожидал. Однозначно, что строить мансарды будем и дальше.
Правда, печальный опыт всех кое-чему научил. Жителей пятых этажей на время строительства станут отселять во временное жилье. Якобы за счет застройщика. Но сам же Здорнов и оговаривается: «Конечно, затраты на аренду отразятся на стоимости жилья».

Будет ли оно и дальше бюджетным – вопрос открытый.

Галина Эйснер, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова

Рекомендуем почитать