Главная
>
Статьи
>
Книга убийств, Джонатан Келлерман

Книга убийств, Джонатан Келлерман

17.04.2007
0


Media Sapiens

Что в первую очередь отличает хороший детектив от посредственного? Хорошо продуманная и прописанная интрига, это несомненно – но только ли она? Ведь к любому по-настоящему хорошему детективу порой хочется вернуться, даже несмотря на то, что ты уже знаешь развязку. То есть, все эти мелочи вроде атмосферы, диалогов, героев, языка, наконец – всё это и в детективе чрезвычайно важно.

Впрочем, если вы попробуете рассказать это большинству современных детективных авторов, они рассеянно покивают, как будто соглашаясь с вами, но ни секунду не оторвутся от своего занятия – от бесконечной штамповки однотипных, совершенно безликих произведений. Львиная доля современных детективов пишется с очень простыми целями – чтобы мелькнуть ненадолго в списке бестселлеров, а потом, если повезёт, заинтересовать киношников. Русскоязычные произведения станут основой для очередной серии очередных «Ментов», англоязычные воплотятся в средней руки триллере с Майклом Дугласом или Морганом Фрименом в главной роли. Неудивительно, что при такой мотивации написаны подобные книги максимально просто. Никаких изысков, чистый функционал – этакая литературная версия стаканчика с быстрорастворимой лапшой. Вроде бы и съел (прочитал) что-то, а в результате – ни уму, ни сердцу.

«Книга убийств» Джонатана Келлермана, одна из 24 его произведений о блестящем психиатре Алексе Делавэре, участвующем в расследовании различных преступлений, поначалу кажется именно такой лапшой. Психиатру по почте приходит фотоальбом с запечатленными различными убийствами – скулы сводить начинает ещё с завязки. Игра в кошки-мышки с опасным психопатом, угроза жизни близким героя – плавали, знаем.

Первая цветная фотография появилась на десятой странице – красная кровь на линолеуме песочного цвета, серо-зелёные тона, обозначающие момент, когда душа покидает тело. Толстый, средних лет мужчина сидит среди разбросанных пачек сигарет и печенья, на небесно-голубой рубашке расплылось пурпурное пятно. Рядом с левой рукой бейсбольная бита с отпиленным концом и кожаным ремешком, пропущенным через ручку.
«Уилшир, бульвар Вашингтона, владелец винного магазина застрелен во время налёта.
Пытался оказать сопротивление».
Я начал листать быстрее.
«Венис, Озон-авеню, художница стала жертвой соседской собаки. Тяжба продолжалась три года».
«Ограбление банка, Джефферсон. Кассир оказал сопротивление, убит шестью выстрелами»
«Эко-Парк, женщина зарезана на кухне ножом. Невкусный суп»
Страница за страницей жестоких картинок и равнодушных подписей.
Почему их прислали мне?

Однако Келлерман оказывается значительно хитрее – на деле его «Книга убийств» оказывается если не обедом из трёх блюд, то, как минимум, ужином на вынос из китайского ресторанчика. Ну, знаете, в таких расширяющихся кверху коробочках, которые обожают показывать в голливудских фильмах в качестве символа одиночества и неустроенности героя. Хотя Келлерман и оперирует знакомыми мотивами (коррумпированная верхушка полиции, толстосумы, идущие на всё, чтобы скрыть совершённое в прошлом преступление), он всю дорогу ловко запутывает следы и подкидывает читателю обманки. Ощущение «плавали, знаем» возникает не раз и не два – но всегда оказывается неверным. История выворачивается ужом и тянет совсем не в ту сторону, в какую думаешь – обходясь без откровенных роялей в кустах, Келлерман изящно жонглирует своими персонажами, регулярно заставляя читателя пересматривать сложившееся с начала книги к ним отношение. И, может быть, возвращаться к этой истории особого желания не возникнет, но к её финалу доберёшься с чувством заметного удовлетворения. Хороший детектив? Пожалуй, что нет. Но неплохой. Очень неплохой.

«Книголюб»

Сайт – www.biruza.ru
Книги для обзора предоставлены книготорговой сетью «Книголюб»
Адреса центральных магазинов:
  • "Книголюб" ул.Ленина, 112.тел.22-78-31
  • "Книголюб" ул.К.Маркса, 49, тел.27-68-27
  • "Книголюб" пр.Свободный, 49 тел.903-973

Дж. Стомпер

Дж. Стомпер

Рекомендуем почитать