Главная
>
Статьи
>
Марк Кадин: «Не экономьте на оркестре»

Марк Кадин: «Не экономьте на оркестре»

14.05.2007
0

28 апреля, в день своего 30-летия, Красноярский академический симфонический оркестр представил программу из популярной классики. Юбилей оркестр отметил без пышности и фанфар. Это принципиальная позиция его художественного руководителя и главного дирижера Марка Кадина: лучший подарок самим себе и слушателям – качественный концерт.


Марк Кадин

Почему так скромно, Марк Львович?

Сейчас в моде капустники, но по отношению к симфоническому оркестру, я противник подобных торжеств – пусть скромно, но с достоинством. Мы приверженцы академических традиций – думаю, за это нас и любят.

«Горжусь музыкальными премьерами»

Судя по стабильно заполняемым в последние годы залам, с вами трудно не согласиться. Даже повышение цен на билеты не оттолкнуло публику.

Билет на концерт классической музыки не может быть равен стоимости бутылки пива или пачки сигарет! Да, посещение наших концертов стоит от 60 до 200 рублей. Но люди все равно приходят – это говорит само за себя.

Чем привлекаете слушателей?

Разнообразием. За сезон даем до 60 концертов, и каждый раз новая программа. Я очень тщательно составляю репертуар. Стараюсь сочетать знакомые и малоизвестные произведения. Не поленился и подсчитал: за прошедшие три года треть произведений, прозвучавших в нашем исполнении, никогда прежде не звучала в Красноярске! Предмет особой гордости – российские премьеры: сюита для струнных Сибелиуса, сюита «Маски и бергамаски» Габриэля Форэ, «Увертюра, скерцо и финал» из неоконченной симфонии Шумана.

А еще очень важно приглашать достойных солистов. Я счастлив, что открыл для красноярцев выдающихся пианистов Александра Гиндина и Алексея Володина, виолончелиста Бориса Андрианова, скрипачей Максима Федотова и Алену Баеву. Неплохо сотрудничаем и с местными музыкантами – с пианистами Денисом Приходько и Владимиром Потаповым, в этом сезоне прекрасно себя показал скрипач Леонид Жуковский.

«Всем не угодишь»

А каковы предпочтения местной публики?

Уверяю вас, они ни чем не отличаются от предпочтений всего мира: люди хотят слушать легкую красивую музыку. За исключением, может быть, Германии или Австрии – стран с сильнейшими музыкальными традициями, где еще сохранилась слушательская культура. В остальном мире - и в России в том числе – музыка становится приятным лакомством или десертом - тогда как еще недавно "облегченный" вариант классической музыки считался дурным тоном. Как, например "адаптированный" вариант "Войны и мира", который можно прочитать за полчаса.

Вы, как ее исполнитель, воспринимаете это с сожалением?

Скорее, как данность. Я не против того, чтобы приятная музыка радовала нашу публику. Но нельзя допустить потерю уровня слушательского восприятия. Поэтому мы также предлагаем людям то, что, может быть, не столь приятно для слуха, но обладает не меньшей художественной ценностью – музыку Шнитке, Сибелиуса, малоизвестные опусы Шумана, Шостаковича, Прокофьева…

Музыка красноярских композиторов не вызывает вашего интереса? Симфонический оркестр сейчас исполняет ее крайне редко.

Я не прочь уделять больше внимания творчеству местных авторов. Но нельзя угодить всем – выстраивание программы по такому принципу приведет к полупустому залу. В первый сезон моего руководства оркестром у нас был подобный неудачный опыт. Больше мы не можем себе этого позволить.

Некая абстрактная баллада о Енисее, извините, ни у кого не вызовет энтузиазма. В музыке должна быть идея – это самое ценное, что привлекает публику!

«Оркестр – не мебельная фабрика»

Со слушательскими пристрастиями разобрались, а как насчет внимания к оркестру властей?

К сожалению, не могу похвастаться их повышенным интересом. Может быть, потому что мы не создаем им проблем – на вверенном мне участке все спокойно, без авралов. (Улыбается.) Но нам и не нужно подобное внимание. Вы знаете, я видел в Англии знаменитые газоны, которым по 300 лет. Это впечатляет – простая трава выглядит как произведение искусства! Но сколько же нужно усилий, чтобы достичь такого эффекта… Так и в работе симфонического оркестра – только ежедневное оттачивание мастерства, скрытое от глаз публики, дает достойный результат. А модный ныне метод проектного финансирования, все эти знаковые акции с нашей работой никак не соотносятся. У нас каждую неделю новые проекты – мы же не повторяем свои программы, как спектакли в театре! Оркестру нужно стабильное, адекватное его нуждам финансирование. А у нас бюджет на уровне 2003 года – это ненормально.

Может быть, объединение оркестра с филармонией улучшит ситуацию?

Мне сложно прогнозировать, поскольку пока все на стадии устных обсуждений. На мой взгляд, нужен договор с четко прописанными условиями воссоединения. И главное из них – наша полная художественная самостоятельность. Как руководитель оркестра считаю, что никто не вправе диктовать нам репертуарную политику. Творческая свобода – одно из основных условий контракта, который я здесь подписывал три года назад.

А еще непонятно участие оркестра в мифическом планировании концертной деятельности. Мы не мебельная фабрика, и прошли те времена, когда был план по валу – дать в такой-то срок столько-то концертов. Это абсурд! Главное для меня – качество, а при поточном производстве оно исключено.

«Симфоническим звездам надо платить»

Как видите следующий сезон в условиях реконструкции филармонии?

Мы перебазируемся на время в оперный театр, и это будет полноценный сезон, включая детские и студенческие концерты. Изменятся лишь даты некоторых выступлений: театр не может уступить нам все пятницы и субботы.

Возможно, зимой опять удастся поехать на гастроли в Китай. В этом году наши концерты прошли там с большим успехом, и приглашающая сторона выразила заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве. Кстати, это были первые полноценные заграничные гастроли Красноярского симфонического оркестра за всю его тридцатилетнюю историю.

А кого из известных солистов ожидаете в гости?

В честь годовщины открытия словацкого консульства в Красноярске выступит известный виолончелист из Словакии Еуген Прохац. К нам приедут уже полюбившиеся местной публике трубач Владислав Лаврик, пианистка Наталья Трулль и скрипач Борис Бровцын. Но мы не можем до бесконечности приглашать солистов столь высокого уровня за символический гонорар. Музыканты избалованы московскими гонорарами, гонорарами наших ближних соседей – Новосибирска, Екатеринбурга, Омска. И непонятно, почему богатый Красноярский край выглядит на этом фоне бедным родственником.

Самая большая проблема в том, что наши уважаемые власти готовы заплатить высокий гонорар эстрадному артисту, потому что он соберет большой зал. И при этом не понимают, за что платить такие же деньги артистам академического жанра. Однако в цивилизованном мире все наоборот: гонорары известных академических музыкантов не только не уступают, но и превышают гонорары поп-звезд. А симфонический оркестр воспринимается не как досадная обуза, а как один из важнейших приоритетов в жизни общества. Так и должно быть.

«Наши беды – от бескультурья»

Марк Львович, но как обосновать это людям, не разделяющим вашей убежденности? И, прежде всего, тем, от кого зависит дальнейшая судьба оркестра?

Если взрослые люди не понимают столь очевидных вещей, боюсь, им вряд ли что-то обоснуешь… Я недавно побывал в Австралии и не увидел там ни одного бордюра, не утопленного в асфальт, инвалиду можно спокойно передвигаться на инвалидной коляске. Там все – полноправные члены общества. А представьте, что вы обращаетесь к нашим властям с предложением переоборудовать все переходы для инвалидов – вас воспримут как сумасшедшего! Дикость? Невежество? А это – от бескультурья. От того, что многие из тех, кто сегодня у власти, не читали в детстве книг, не слушали музыки, не ходили в театры и музеи… К вопросу о юбилее – из многочисленных высоких представителей нашей ветвеобразной вертикали только многоуважаемый господин Акбулатов был вместе с нами в этот вечер. В Австралии я в числе прочих дирижировал местным оркестром на концерте для детей. Зал на две тысячи мест не смог вместить всех желающих – я был ошеломлен! И дети ходят на такие концерты не из-под палки – такие традиции. А как они слушали, эти подростки 13–15 лет, – взрослые так не слушают! Публика воспитывается с детства. И, повзрослев, эти дети никогда не спросят: зачем нужен симфонический оркестр, если он не приносит прибыли? Как и бережливому немцу, считающему каждый евро, в голову не придет мысль сэкономить на оркестре. В любом заштатном германском городке оркестр – предмет гордости и обожания. Потому что он – неотъемлемый элемент культуры общества, носитель важной информации. Как музей, библиотека, театр. Они так же необходимы, как витамины или белок, – иначе человек вырастает ущербным.

Беседовала Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова

Рекомендуем почитать