Известный актер Лев Дуров представил в Красноярске комедию «Жиды города Питера».
Спектакль поставлен по единственной пьесе братьев Стругацких. Но, в отличие от прозы писателей-фантастов, их драматургический опыт вызывает лишь недоумение.
Хотя жанр постановки обозначен как комедия, по-настоящему комично в ней разве что появление пьяного сантехника. Все остальное – весьма реалистичный трагифарс. По сюжету некоторые питерские граждане получают странные повестки от некой спецкомендатуры социальной ассенизации. Где им – богачам, жидам, распутникам, мздоимцам и прочим неугодным – велено явиться к определенному часу на сборные пункты. Со сменой белья и документами. За неповиновение – репрессии. Несмотря на возмущение явным абсурдом ситуации, все вызванные готовы подчиниться. Страх перед властью у советских людей въелся в подкорку…
Сюжет банален настолько, что становится скучно уже в самом начале спектакля – чересчур все предсказуемо. И как бы ни шумели и ни протестовали три соседа – Кирсанов (Виктор Лакирев), Пинский (Лев Дуров) и Базарин (Георгий Мартынюк), – нет сомнений, что они все равно подчинятся приказу: слишком законопослушные. Равно как понятно, что к младшему сыну Кирсанова Сергею (Александр Голубков) такая повестка не придет: он человек независимый. По тексту пьесы там и сям разбросаны мысли о вечных ценностях семьи, из коих вытекает понимание ценности родины, об опасности духовного рабства. Но при невразумительной подаче самого материала они абсолютно не трогают. Вопреки старательной актерской игре.
Свою пьесу Стругацкие написали за год до путча, а репетиции спектакля совпали с недолгим правлением ГКЧП – тогда это было как нельзя актуально. Но сегодня историческая ценность материала изрядно поблекла. Его художественная ценность – вообще за гранью восприятия.
Кстати, Лев Дуров предлагал изменить название. Но Стругацкие уперлись: «Дуров, пятый пункт советской анкеты у тебя иной, чем у нас. Евреи мы, а не ты. Поэтому мы лучше знаем, как назвать пьесу». Как бы то ни было, эпатажное название неплохо работает на кассу. В театре музкомедии на спектакле был аншлаг. Вот только немало зрителей уходило в антракте…
Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова