Bjork
«Volta»
2007, One Little Indian
Про новый, шестой по счету альбом Бьорк (если не считать саундтреки к “Selma Songs” и “Drawing Restraint 9”), с самого начала говорили много страшного. И что она решила вернуться к поп-звучанию своих ранних альбомов вроде “Debut”, и что понатащила на альбом кучу самых разномастных помощников, от специалистов по народным японским инструментами до гуру сегодняшней поп-музыки Тимбалэнда. Всё, как выясняется, правда – и всё, как водится, приводит совершенно не к тем результатам, о которых можно было подумать. Тимбалэнд тут действительно пошаманил с битами в трёх песнях – но если бы об этом не кричали на каждом углу в газетах, никто бы ничего и не заметил. С поп-музыкой же вышло примерно то же самое – она здесь вроде и есть, но вот так сразу её и не заметишь. Происходит это вот как – сначала идут первые три вещи, в которых Бьорк даёт самой яркой, веселой, мелодичной и доступной своей музыки за последние лет десять. Затем этаким водоразделом стоит трек номер четыре, где Бьорк съезжает в нечто вроде ломаного индустриализованного хип-хопа, а уж после него начинается этакий краткий курс по всем её музыкальным вывертам и странностям последних, не «поп» альбомов “Vespertine” и “Medulla”. Опять звучат томительные шепоты на фоне странных звуков, песням дают названия вроде «Позвонок за позвонком», и мы, в общем, снова оказываемся на знакомой по последним пластинкам территории подсознания Бьорк, где, с одной стороны, вроде весьма интересно, но с другой, как-то не очень уютно. Но эти первые три вещи – лихой и гремучий ритуальный пляс “Earth Intruders” с фантастической кодой из переговаривающихся пароходных гудков, томительная полиритмичная баллада “Wanderlust” и совершенно грандиозный семиминутный номер “The Dull Flame of Desire”, дуэт с певцом Энтони из Anthony and the Johnsons, медленно и аккуратно вынимающий душу слушателя кусочек за кусочком все семь минут своей продолжительности – они безусловно стоят всего остального. Одними только этими песнями альбом “Volta” легко обходит все последние работы Бьорк – и если к следующей своей пластинке она сделает таких песен штук, скажем, пять, лучшего нельзя и желать.
Ozzy Osbourne
«Black Rain»
2007, Sony BMG
Последний раз новый альбом оригинального материала выходил у старины Оззи целых шесть лет назад. За этот промежуток времени с ним случилось много всего разного – он стал комической телезвездой, чуть не отдал богу душу и в очередной раз нарушил очередное своё обещание больше не выходить на сцену. В результате всех этих перипетий, то смешных, то почти трагических, все как-то скоропостижно позабыли, что Оззи – в первую очередь певец и музыкант, а не просто такое специальное смешное чучело в новостях и газетах. Пластинка “Black Rain” была явно задумана с целью напомнить об этом – правда, есть опасность, что после неё в коллективной памяти зафиксируется лишь то, что Оззи – это такое специальное смешное чучело, которое ещё и поёт песни. Проще говоря, “Black Rain” – вовсе не альбом-прорыв; скорее, это альбом-стандарт. Здесь Оззи играет всё тот же немного неторопливый сочный гитарный рок, который он гоняет вот уже лет двадцать – и понять, чем “Black Rain” отличается от, скажем, записанного 12 лет назад альбома “Ozzmosis”, очень непросто. Чуть ли не единственной индивидуальной чертой этого альбома является то, что тут Оззи особенно удались более динамичные, резкие вещи вроде “Silver”, “Civilize the Universe” и финальной “Trap Door”. А вот то, что в балладах Оззи традиционно даёт самой сопливой мелодрамы – вовсе не новость. В общем, можно выразиться так – пластинка эта хорошая, но погоды она не сделает. В статусе Оззи вряд ли появятся какие-то глобальные изменения – хотя получить от него эту открытку со словами «Привет, я ещё жив, всё ещё пою и такой же псих, как и раньше» всё же немного приятно.
Maroon 5
«It Won’t Be Soon Before Long»
2007, A&M
У дебютной пластинки Maroon 5 “Songs About Jane” ушло примерно три года на то, чтобы стать, наконец, международным хитом – а вот новая их работа выпускается уже не дебютантами, но официально признанными суперзвездами. Maroon 5, похоже, и сами ощущают себя таковыми – их новый альбом получился в меру наглым и абсолютно, безапелляционно попсовым. Если раньше парни ловко балансировали где-то на невидимой грани между легким гитарным роком и проникновенным поп-соулом, то теперь про рок решено окончательно забыть – на “It Won’t Be Soon Before Long” его нет и следа, разве что в неожиданно взрывной коде песни “Kiwi”. Новая версия Maroon 5 звучит чрезвычайно гладко и амбициозно – это музыка, которая свято уверена в том, что её единственным предназначением на этой планете является стремительное и неотвратимое покорение хит-парадов. И дело тут не столько в звучании – в основном Maroon 5 звучат как Принц, который внезапно заболел, и во что бы то ни стало решил стать Ленни Кравицем – сколько в этой вот бесконечной, всепоглощающей самоуверенности, из-за которой новую пластинку парней слушать практически невозможно.
Kristin Hersh
«Learn to Sing Like a Star»
2007, 4AD
Бывший голос умеренно-культовых инди-граждан Throwing Muses Кристин Херш молчала около семи лет – и вот вдруг вынырнула с новой пластинкой со слегка издевательским названием «Научись петь как звезда». Фирменным блюдом Херш всегда был эмоциональный, почти исповедальный женский гитарный рок, сдобренный отменной дозой иронии и отстраненной театральности – как в составе Throwing Muses, так и в сольной своей карьере. “Learn To Song Like a Star” продолжает ровно ту же самую траекторию и делает это, возможно, не очень удивительно, но всё же как-то чрезвычайно красиво. Здесь сырые, чуть ли не по-гранджевому обнаженные номера вроде “Day Glo” соседствуют с более академичными и возвышенными песнями в духе “Nerve Endings” или “In Shock”, где звучат скрипки и виолончели. Голос самой Херш, имеющий приятную, едва заметную хрипотцу, звучит то как шёпот соблазнительницы, то как вой разбушевавшейся сирены. В общем, возвращение этой женщины к творчеству – вещь, быть может, в мировом масштабе не сильно важная, но тем, кто не пожалеет времени с ним (творчеством) ознакомиться, будет очень хорошо.
Made_A
«Special Thanx»
2007, Made_A
Н-да, рецензировать пластинку, на обложке которой среди прочего красуется и собственная морда – занятие не из самых лёгких. (Вот вам заодно и развлечение на внимательность – попробуйте найти, хаха!) К тому же красноярский коллектив Made_A имеет (не)счастье работать в довольно популярном нынче жанре «эмо», с которым, так уж исторически сложилось, у вашего покорного слуги образовалось нечто вроде непреходящего антагонизма. Однако “Special Thanx”, дебютный полнометражный альбом Made_A, сделанный ими про помощи многочисленных друзей (это они на обложке) – тот самый счастливый случай, когда для высказывания добрых слов нет никакой надобности наступать на горло собственной песне. Это действительно сильная, совершенно нестыдная работа, выполненная на отличном уровне – немногие отечественные коллективы, работающие в схожем направлении, делают это так же живо и здорово, как Made_A. Спродюсированная самими музыкантами запись звучит отменно – в меру шумно и грязно, но с достаточным количеством интересных деталей, чтобы не скатываться в банальное звуковое месиво. Вообще было бы здорово, если выпуск этой пластинки послужил бы для парней своего рода трамплином для прыжка к более широкой известности – право слово, они её заслужили.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.