Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Владислав Нарышкин: «Человек много знает и умеет. Главное поверить в себя»

Владислав Нарышкин: «Человек много знает и умеет. Главное поверить в себя»

27.07.2007
0

С единственным в Красноярске мастером, который изготавливает этнические музыкальные инструменты народов пяти континентов, мы встретились у него дома. Беседовали, сидя на полу, поджав под себя ноги по тибетской традиции, в окружении ударных, духовых, струнных Африки, Перу, Австралии, Тибета, Египта, Японии, Кубы… У хозяина два высших образования: биофак КГУ и радиотехнический факультет Красноярского технического университета. Он инженер от природы и автодидакт по жизни. В детстве по самоучителю познавал аккордеон, самостоятельно освоил отцовскую гитару. Инструменты учился мастерить, разбирая этносайты на испанском, итальянском, английском, китайском языках. Играет на всем, что делает. Участник красноярских групп «Вне предела» и «Второе внимание», завсегдатай местных этнических фестивалей. Похоже, что сибирский Страдивари в глубине души верит, что покуда слышен бой барабана, Земля не умрет.


Владислав Нарышкин (фото с сайта golovorukie.com)

Влад, какая всё-таки связь между биологией, радиотехникой и инструменто-деланием?

Да вообще никакой (смеется). Всё внезапно началось. Лет пять назад я как-то к другу пришел, а у него был варганчик (он же хомус, согнутая лирой металлическая полоска с вставленным вдоль посередине стальным язычком – ЛФ). Потренькал, говорю, где варган взял? Тогда их нигде не было. Попробовал сам сделать – звучит, но не то! Все-таки чтобы нормальные варганы делать, нужно кузницу иметь. В принципе, это возможно. Но в квартире кузницу делать… (смеется). Соседи будут против. И так стараюсь их не беспокоить. Делал тут здоровенный индейский барабан… на него бычья кожа натягивается, и он очень сильно играет, даже если совсем легко пальцами пробежать, так соседи сразу - шваброй по батарее! В итоге работу шумную, грубую и связанную с использованием клеев, делаю в саду, за городом.

Первый блин, стало быть, вышел комом?

До того варгана я пробовал еще гитары делать, так, для себя. Корпус вылил из пластмассы. Он такой тяжелый получился! Повесишь гитару на плечо - все вены и жилы перетягивало. Выбросил. Позже флейты пытался мастерить. Но попался неправильный сайт. Взялся по нему изготавливать примак (индейская флейта), а там написано: вы делайте отверстия, где попало, и будет играть. Ничего подобного! Меня это поразило: инструкции подробные, а на выходе ничего не играет. Потом уже начал лазить по многим другим порталам, американским в том числе, где хорошо описаны технология изготовления, размеры, внешний вид и есть образцы звука.


Индийский примак (фото с сайта golovorukie.com)

А из дальних стран инструментов на образцы не привозили?

Сам я нечасто путешествую. Только по краю и в соседние территории. А наши завозчики обычно всякую ерунду привозят, берут, что подешевле. Флейты индийские еще более-менее нормальные. А вот, например Африка, там у них в основном декоративные инструменты продаются, никуда не годятся по звуку. То же самое и в других странах. Те же диджериду австралийские (труба в человеческий рост) народ притащит, а потом спрашивает, что с ними делать? Что тут сказать, ну, попробуйте, распилите пополам и обточите до 5 миллиметров. Нормальный инструмент не может копейки стоить.

Получается, у вас в коллекции нет вещей, сделанных не вашими руками?

Ну почему, есть. Варган, колокол, вот, зурна тибетская. Купил через десятые руки. Тоже пришлось до ума доводить.

Да? Тогда вопрос об аутентичности. Что в ваших инструментах от оригинала и что он вашей инженерной мысли?

Вот пожалуйста. Тампура, один из моих последних инструментов (струнный инструмент, символ Индии наравне с ситаром). На сайтах мы видим музейные образцы, сейчас не о них пойдет речь. А современная массовая тампура делается из твердокорой посудной тыквы - Лагенарии, у нас не растет такая. Тыква распиливается, закрывается довольно толстой деревяшкой, естественно из местных пород деревьев. Порожек под струны делается из слоновой кости. У нас, сами понимаете, слонов не водится, приходится аналогичный материал искать. Стеклопластик, скажем, ничем по акустике не отличается. Струны тут должны быть особые, в том числе бронзовые, однако по звуку подойдут и наши, от бас-гитары и бас-балалайки. Правда, с них пришлось навивку удалять. Расплетаешь – травмоопасное занятие, порезаться можно, ну да что делать.

А что же применили вместо тыквы?

Корпус сделал из папье-маше, но не из простого. Газетка с клейстером не пойдет. Нужен клей всепогодный, который не реагирует на температуру и влажность. И яичные коробки – это добро размачивается, варится обязательно (если не варить, то масса будет с кусками, причем, я их через мясорубку пробовал пропустить - бесполезно). Вот, вареную разбухшую бумагу толчешь толкушкой в кашу, получается тесто, куда добавляешь клей.

Как вам в голову пришло воспользоваться ячейками для яиц?

Была куча экспериментов! Я же и деревяшки пробовал гнуть и выпиливать. Бесполезно. Дерево требует многолетней выдержки, иначе трескается. Например, у японцев флейты делаются из бамбука, который в течение 100 лет висел в печной трубе. Представляете, пара поколений прошла - готова бамбучина для флейты. Но у меня-то нет ста лет в запасе.

В целом, технологию я отрабатываю еще и на компьютере: моделирую форму, размеры. Масса времени экономится. Идей столько, что, наверное, несколько заводов мог бы снабдить ими (смеется). Но мастерить стараюсь наиболее интересные для себя модели.


Владислав Нарышкин

Влад, смотрю, инструменты все почти украшены…

Моя жена Ирина этим занимается. Она керамист и дизайнер по профессии…

А есть ли связь между функциональностью и красотой? Вот викинги, например, не декорировали свои вещи.

В принципе, если инструмент целенаправленно создается, чтобы в походы ходить, то лучше делать его как бы «обшарпанным», потертым, то есть специально «старить». И материалы используются другие из соображений прочности. Но вообще на инструменты наносятся важные символы, это не просто орнамент для красоты. На корпусах изображаются духи, символы солнца – солярные знаки, традиционные этнические орнаменты. На грифе тампуры вы видите слово на санскрите: священный для индусов звук Ом. Он здесь затем, потому что звук тампуры символизирует первородный, первозданный звук. Первопричина-то создания инструментов – это ритуал. Инструмент служит для помощи вхождению человека в определенное состояние. Музыки для досуга не было. Австралийцы, скажем, более 40 тысяч лет использовали свои «трубы сновидений» диджериду в ключевых обрядах жизненного цикла: на свадьбе и похоронах, а также для расслабления и лечения.


Диджериду, авторская разработка для тренировок в условиях, приближенных к соседям (фото с сайта golovorukie.com)

И как же лечат при помощи диджериду?

Больной ложится, разводит руки…

Можно прикинуться больным?

Конечно. Раструб, откуда идет звук, направляется на человека. Затем берется основной тон и водится по телу. Исключая голову. В лечении могут участвовать два, три музыканта, они медленно «водят» звуком по туловищу. Сеанс длится, пока человек не ощутит, что ему лучше, либо музыканты не почувствуют, что уже хватит (улыбается). Этой технике нас научил в Туве на этнофестивале «Устуу-Хурээ» немецкий музыкант Герберт Вагнер. Ну что, мурашки бегают?

В мышцах и костях чувствуется сильная вибрация… Но как вы дышите? Звук не прерывается ни на секунду!

Три месяца учился. Эту технику непрерывного дыхания по-разному называют, и циклическая техника, и «техника шприца». На самом деле это очень просто. Вы выдыхаете, а когда заканчивается воздух в легких, надуваются щеки, играется щеками и одновременно вдох носом идет. Наполняются легкие, «щеки» - заканчиваются. Для тренировки - воду в рот набираете, затем выплевываете и одновременно носом вдыхаете.

И долго можно вот так беспрерывно играть?

Я как-то играл шесть часов подряд. Шаманка на фестивале попросила меня участвовать в камлании. Играл от заката до рассвета.

Влад, а вот в связи с использованием диджериду на похоронах… Что вы думаете об отечественном похоронном оркестре?

Бррр… Мурашки по коже от него. В Тибете традиции хоть и суровые, но и то «благозвучнее». Там тело умершего в дар животным отдается. Покормили животных, а кости – на музыкальные инструменты и поделки. Похороны довольно-таки тяжелое событие. Кому-то может и надо попереживать, а с другой стороны, переживание – это огромнейший отъем силы у живущего человека. Можно и вслед за умершим отправиться. Мне больше нравится индийская традиция предавать тело огню и веселится, что человек жизнь прожил и освободился. Да и на Древней Руси также было.

У вас старорусская дворянская фамилия. Что для вас значат корни?

Дворянские – ничего. Знаю, что прадед по отцовской линии сапожником был. По материнской – плотником. Отец радиоинженер. В принципе в корнях – рукодельники. Отец неплохо вырезал игрушки из дерева. Я тоже долго этим увлекался, резал шахматы, животных. Даже из пластмассы фигурки «лепил», но потом понял, что материал очень ядовитый, потому что чахнуть начал. Недавно по той же причине от стеклоткани отказался и некоторых клеев.


Гонг (фото с сайта golovorukie.com)

А почему первой профессией биологию выбрали?

Животные нравились с детства. Думал, что что-то смогу для них сделать. Но сейчас, глядя на людей, думаю, что животный мир обречен.

Откуда такой пессимизм?

Люди не стараются беречь, поддерживать и созидать. Разрушают сначала себя, а потом всё вокруг. Я всё-таки считаю, что человек, понимающий гармонию внутри своего существа, будет создавать порядок, красоту и равновесие вовне себя. Будет понимать гармонию в отношениях и не станет поганить и разрушать. А что мы видим вокруг?

Ищите гармонию в этнике?

Стараюсь с помощью музыки понять себя. По-моему, чем больше людей занимаются для себя какими-то вещами, увлечениями, тем лучше. Тем дольше мы все продержимся. А с другой стороны, ведь однообразие приедается. Человеку свойственно что-нибудь новенькое познавать.

Но фольклор, казалось бы, очень даже «старенькое»…

Старенькое. Только этот пласт нам не был известен. Нет, а зачем упираться в классические инструменты, если есть еще тысячи других? Кроме того, мне интересно самому участвовать в процессе игры, это гораздо увлекательнее, чем слушать запись, ведь даже самая качественная из них не передает всех особенностей звука. Записанный звук – это то же фото. Вот тебе фотография, смотри на горы, а вот тебе сама гора – подойди и сравни.

Возможность услышать этноинструменты живьем, должно быть, выпадает нечасто?

По возможности стараюсь бывать на фестивалях. Несколько раз участвовал в «Саянском кольце» в Шушенском, был на фестивалях «Устуу-Хурэ» в Туве. Кстати, два года назад в Туву попал как раз на «запрещенный фестиваль». В Интернете прошла информация, что фестиваль во всю идет, приезжаем к назначенной дате, а там сцены нет, электричества нет, голое поле. И на нем тувинцы собирают сцену. Вместо трансформатора, который им не удалось поставить, пригнали кран, от него весь фестиваль и работал. Причем, туда махнуло несметное количество людей, потому что предыдущий фестиваль был супер. А тут из-за бардака с непонятным расходованием средств не по назначению правительство Тувы фестиваль запретило. Но народ все равно поехал. Вода не подвозилась, пили из одного источника сырую воду, мылись там же (жара была страшная). Я там здорово заразился какой-то кишечной гадостью. Полтора года лечился, спасался йогой тибетской и индийской. Обнаружил, что организм как бы запоминает состояние болезни и в нем остается. Раз - и завис! Его надо выкинуть из этого состояния, что довольно-таки непросто. Но человек много знает и умеет. Просто надо в себя поверить.

Влад, а почему вы с вашей женой Ириной называете себя «головорукие»?

Есть головоногие типа путешественников каких-нибудь. А мы с Ириной - головорукие: голова думает, руки делают. Мы вроде бы сами это слово изобрели, а потом оказалось, что есть другие «первопроходцы».


Бубен индейский (фото с сайта golovorukie.com) Бубен индейский (фото с сайта golovorukie.com)

Как вы познакомились?

Друзья познакомили. Уже 10 лет вместе.

Вы с Ириной оба – мастера «золотые руки». Интересно, какие подарки дарите друг другу на праздники?

Не знаю... Я вообще стараюсь обходиться без подарков, как-то мне не нравится этот обычай.

Как, а она вам значит дарит? Эта футболка на вас ведь ручной росписи?

Дарит, однако просто так, без привязки к какому-то специальному дню. Я от праздников вообще отказался, лучше с друзьями без повода собираться. Зачем всякие искусственные торжества на день рождения, Новый год? Хочу быть веселым всегда.

Таак, но свадьба-то у вас была?

Конечно была, а что делать… Но больше для родителей. Яблоки там какие-то качающиеся помню… (улыбается).

Какую вещь в доме вы считаете самой ценной?

Самое ценное, пожалуй, мы сами. Вещи сегодня есть, завтра их нет, к этому надо относиться спокойно. А случись какой катаклизм, первым делом буду спасать, конечно, документы. Без них сразу станешь бомжом. Второе – хотел бы успеть диск утащить со схемами, по которым инструменты можно сделать заново.

Ваше мнение: лучшая музыка для занятия любовью?

Смотря какая любовь. Если физическая, то Африка, в первую очередь. Как-то по ТВ показали африканского мужчину в узком кругу своей семьи. Камера отъезжает от главы семейства - вокруг целая деревня стоит, человек 150, и дедушка посередине. Жен штук десять! …А для гармонии душевной, такого хорошего, светящегося состояния внутренней улыбки, подойдут неспешные вещи, Индия. Но вот электроника мне кажется в большей части разрушением каким-то. Чем больше занимаюсь этническими инструментами, тем меньше хочется электронику слушать. Мне кажется продвижение электроники связано с продвижением наркотиков.

Вот как? Кстати, на нынешнем «Саянском кольце» тоже злоупотреблял народ?..

Ну. Или выпивкой. По-моему публика электронную музыку в специфическом состоянии слушает. К сожалению, джемы музыкантам-исполнителям играть среди такой толпы вообще невозможно, как мне показалось. Слишком много народу вокруг, пьяные все время мешают. Не очень удобно, что в этом году гостей поселили отдельно от участников фестиваля. Из-за разобщенности такой сейшны тоже толком не получаются. Но много гостей приехало совсем не за музыкой! Короче, на следующий фестиваль поселюсь вне лагеря, где-нибудь в самом Шушенском и буду с ребятами-музыкантами играть для желающих подальше от общей тусовки. Иначе настоящих музыкальных открытий не будет. То есть, зрителям, может быть, и будет интересно, а самим музыкантам – нет, потому что нужна специальная атмосфера, чтобы рождались не заученные, а совершенно новые, неотработанные вещи.

Вы ведь и мастер-классы вели на «Саянском кольце-2007»? Этника для вас - почти профессия?

Хобби. На это не прожить. У меня же еще и работа, я радиоинженер, как и мой отец. Так, время от времени делаю заказы для особо желающих. Я не потоковый мастер, у меня свой интерес есть: изучаю и делаю новые вещи. Инструменты мастерю не так чтобы быстро, бывает и по два, и по три месяца. Не люблю спешить.

Заказывают профессионалы? Наверное, это дорогое удовольствие?

Нет, не только профессиональные музыканты, совершенно разные люди. А дорогих инструментов я почти не делаю. Цена 5 – 6 тыс. рублей максимум, иначе продажи будут редкими. Мне важнее, чтобы инструменты не копились, а расходились, и можно было бы делать что-то новое. Сейчас увлекся Ближним Востоком, Тибетом и Индией. Санскрит пытаюсь учить, чтобы петь на нем более-менее правильно.

Сложилось впечатление, что русскую традицию не жалуете?

Не нравится, не интересно. В русском ансамбле есть ограничение по составу инструментов, по манере исполнения, технике. А я не хочу связывать себя никакими рамками. Интересно, когда музыкант берет струнный инструмент и играет на нем как на гитаре или балалайке, или - на шотландской волынке как на русской жалейке. Будущее за синтезом. Хотя, конечно, центры традиции обязательно нужно оставлять. Традиция хороша тем, что от нее можно отталкиваться.

Беседовала Елена Фёдорова
Фотографии инструментов взяты с сайта golovorukie.com

Рекомендуем почитать