Представьте себе, что человек лет 30–40 не был у стоматолога. И потом, услышав сумму, в какую ему выльется лечение и протезирование, пришел в ужас.
Хрущевки сегодня – это те же гнилые зубы, которые «не лечили» с момента постройки. Возведенные на скорую руку в 60-е годы прошлого века, они в большинстве своем доживают гарантийный срок. И сейчас их возрождение к жизни по цене чуть ли не сопоставимо со строительством нового жилья. Дом № 21 по улице Высотной, что в Октябрьском районе, «справил» уже свое 40-летие, а капитального ремонта так и не дождался. И хотя он еще держится, в отличие от панельных собратьев, бодрячком – без должного ухода хиреет на глазах. Мало того – его жизнь укорачивают равнодушные приживалы.
Два года назад часть первого этажа была сдана магазину «Троя». Доходы от аренды сам дом на себе никак не ощущает – они уходят в городскую казну. А вот расходы от такого соседства, видимо, скоро лягут на плечи жильцов. Фундамент дома методично подмывается дренажной водой от кондиционера, принадлежащего «Трое». Специалисты, его устанавливающие, пошли по самому легкому пути – просто вывели сливной шланг на улицу, перебросив его через козырек подъезда. (Причем чужого! Вход в «Трою» – на несколько метров дальше). Это дешевле, чем прокладывать слив в канализацию или устанавливать специальную емкость.
Голуби устроили в этом месте водопой, сквозь постоянно мокрый асфальт пробивается зелень. Такого же цвета, правда грязного оттенка, когда-то бывшая розовой штукатурка. И кирпичи из серых стали болотными. Грибок уже прочно вгрызся в стену. Два лета, что капает вода, жильцы бомбардируют обращениями компанию «Северо-Западная», которой доверили управлять своим домом. Безрезультатно! А ведь это ей ничего не стоит! В том смысле, что коммунальщикам, которые вечно жалуются, что мы им недоплачиваем, не надо изыскивать деньги. Нужно всего лишь добиться, чтобы магазин переделал слив. Но управляющая компания – бывший жилищный трест – даже такой пустячный вопрос решать не желает. В общем, сменилась только вывеска, реликт социалистического хозяйства по-новому работать не спешит. По-прежнему люди ждут подолгу слесарей, а те приходят без инструментов и запасных частей.
Подъезды в домах старше 10 лет должны ремонтироваться раз в пять лет. В Октябрьском районе в прошлом году, уверяет Краском, отремонтировали 139 подъездов за счет жильцов и 45 – на бюджетные деньги. В этом должны подлатать 328 и 110 подъездов. В доме N21 на Высотной тоже не так давно был ремонт. Точнее, видимость. Вряд ли бы люди, делающие его в своей квартире, стали красить стены самой дешевой краской, к тому же не очистив их от облупливающейся старой. Не прогрунтовав поверхность. Или нанесли бы краску на грязные рамы и подоконники. Сегодня ничего не напоминает, что в этом подъезде был ремонт. За лестничные перила лучше не браться – они ходят под руками, как палуба при морской качке. Бетонные ступеньки наполовину стерлись, и надо внимательно смотреть под ноги, чтобы не упасть. Входные двери не закрываются, хотя по правилам оказания коммунальных услуг в Красноярске, перед каждой зимой их должны чинить, чтобы не уходило тепло. Два последних года красноярцы платят за содержание и текущий ремонт жилого фонда – 360 рублей я отстегиваю за двухкомнатную «хрущевку» ежемесячно. Но жилищная система до сих пор остается коммунальным, то есть общим котлом, и она так устроена, что в ней легче всего "утопить" средства, затерять их.
Новый Жилищный кодекс однозначно возлагает ответственность за содержание как квартиры, так и всего дома, на собственников. Государство сняло, было, с себя обязанности капитального ремонта жилья перед приватизацией. Но, очевидно, в преддверии выборов, сменила тактику. И перспектива капитального ремонта таких домов забрезжила с принятием закона о Фонде содействия реформирования ЖКХ.
Регионам решено выделить 10 миллиардов в этом году – на переселение из аварийных домов и на капремонт. И 240 миллиардов – в следующем. Краю достанется 318 миллионов. Но жилье сегодня в таком запустении, что для того, чтобы решить проблему, по данным Министерства регионального развития, необходимо 12,5 триллиона рублей! Это – два с половиной бюджета страны. Так что шанс быть отремонтированными опять выпадет не всем. Тем более, 240 миллиардов дадут только при условии, что 5 процентов на капремонт внесут сами жильцы. В ветхих же и аварийных домах живут в основном пенсионеры и малообеспеченные граждане, которые не переезжают в новостройки отнюдь не по соображениям любви к родной старине.
Дальнейшая перспектива у жильцов будет еще мрачнее: если до 1 января 2010 года они не отстегнут необходимые 5 процентов, будут ремонтировать дом ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за свой счет. А если он находится в аварийном состоянии и собственники не могут осилить ремонт, то они должны будут… снести его. В противном случае – земельный участок под домом подлежит изъятию. В этой связи могу нарисовать абсолютно прозрачную перспективу: строительная компания или любой другой инвестор выкупает этот земельный участок под возведение нового дома, а собственникам возмещает… остаточную стоимость квартир. Этих денег людям может не хватить даже на комнату в коммуналке. Это страшная и вместе с тем реальная перспектива, которая может настичь жителей дома на Высотной и многих, многих других красноярцев, живущих в старых домах.
…«Троя», которая вносит свою лепту в разрушение здания, могла бы помочь провести ремонт дома. Но где там! Она экономит даже на кондиционере. Ей глубоко наплевать на мрачное будущее своих временных соседей. Сегодня магазин здесь работает, завтра – в другом месте. И такие «Трои», «Караваи», «Десятки» и «Командоры» -- почти в каждом доме. Может быть, тогда город, который получает доходы от аренды этих монстров, вернет их дому? Пусть не всю сумму, а те самые 5 процентов, которые требует Фонд содействия реформе ЖКХ от жильцов.
А то получается, что «зубы» сгнили напрочь, потому что на них государство все никак не находило денег. А теперь, когда на их «лечение» нужна астрономическая сумма, выложить эти деньги должны не самые богатые, но самые законопослушные россияне.
Евгения Леонтьева, "Вечерний Красноярск"