Яркая, но не газировка. Фруктовый запах, но не морс. С привкусом солода – но не пиво. Это бирмиксы – недавно пришедшие на российский рынок алкогольные пивные коктейли. В отечественном ГОСТе продукт официально называется «пиво специальное» – приготовленное с применением вкусовых и ароматических добавок.
На цвет – стандарта нет
Мода на бирмиксы пришла к нам из Европы, в первую очередь – из Германии, где уже давно принято разбавлять пенный напиток лимонадом или колой. Видимо, оригинальный вкус пива за столетия поднадоел. А российские пивовары подхватили инициативу, тем более что ароматизаторы у нас тоже в ходу. Если есть сухарики со вкусом черной икры, почему б самому популярному и доступному напитку не придать вкус яблока или ванили?
Необычен продукт – необычна и экспертиза, проходившая в Красноярском центре стандартизации, метрологии и сертификации. Дегустационная комиссия в этот раз решила не составлять рейтинг с указанием баллов. Оценочная 20-балльная шкала была условной: как, например, охарактеризовать цвет «пива», если оно выглядит как лимонный или даже гранатовый сок? И высота пены – непременный показатель при оценке обычного пива – здесь тоже оказался неприемлем: некоторые бирмиксы вовсе не пенились.
Маскировка удалась
На суд экспертов было представлено восемь образцов от шести предприятий, все – из европейской части России. «Повышали градус» постепенно: от 4,2% до 8,9%.
Первые два образца серьезно отличаются от остальных. В их торговых названиях есть слова «пиво светлое специальное», да и по вкусу и запаху они близки к традиционному пиву. Их крепость невелика – до 4,5%. Главная особенность – ароматические вещества в пиво добавляются на стадии брожения, и напиток дозревает вместе с ними.Пиво специальное светлое «Redd’s Premium Cold» от ООО «Калужская пивоваренная компания» разлито в маленькие, по 0,33 л, бутылочки с закручивающимися крышками. Типично «уличный» вариант: открыл, хлебнул и снова закрыл, можно идти дальше. Крепость – 4,2%, в напитке явно ощущается пивной вкус и запах, с привкусом яблока (ароматизатор «лимон-сидр»).
Клинский производитель ООО «САН Инбев» выдал пиво под названием «Коктейль «Zooom» («Зум») с цитрусовым ароматом. Напиток продается также в стеклянной бутылке емкостью 0,33 л, но цвет у него далеко не пивной! Очень светлый, мутноватый, скорее напоминает лимонный сок, да и по вкусу – эдакая солодо-лаймовая газировка, чуть с горчинкой, крепостью 4,5%. Разлитый в бокалы «Zooom» дал обильную пену, хотя и не такую высокую, как обычное пиво. В магазинах бутылочка этого коктейля, так же как и «Redd’s», стоит около 30 рублей – цена сопоставима с некоторыми сортами пива.
А у меня – лимонный день…
Все остальные бирмиксы, продегустированные в этот день, пивом можно назвать с бо-о-льшой натяжкой. Ароматизаторы, сироп и сахар подмешиваются в уже готовое светлое пиво «Бирлюкс» или «Бирмикс» крепостью не менее 8% (этот процесс называется купажированием). Оттого и готовые напитки заметно крепче, литрами их пить нежелательно.
Московский завод ЗАО «ОСТ-Аква» пошел по проторенной дорожке, облачив свой продукт в уже известную потребителю упаковку – от слабоалкогольных коктейлей, которые уже есть на рынке. И название осталось прежним – «Marty Ray Cocktail», хотя на жестяной полулитровой банке мелкими буковками написано «Пиво специальное». А что внутри? Зеленоватый напиток со вкусом лайма, благоухающий сливочной ванилью, пивной основой и не пахнет – в буквальном смысле.
Следующий образец – «Lemon Day» («Лимонный день») от подмосковного ООО «Эталон-М» – оказался аутсайдером дегустации. Эксперты вначале раскритиковали пластиковую 1,5-литровую тару: невооруженным взглядом видно, что изготовлена она из вторсырья – мутноватая, без блеска. Это значит, что молекулы бутылки могут вступить в реакцию с содержимым. Этикетка пестрит указанием крепости – целых 8,9%. Веселеньким получится день, если начать его с такого напитка!.. Грязновато-мутный белый цвет, язык пощипывает, как от спирта, – коктейль явно рассчитан на очень непритязательного покупателя, хотя и цена его не копеечная – около 50 рублей за бутылку.
Недетский сиропчик
В ярко-желтой жестяной банке – освежающий фруктовый коктейль «Energy Club» («Энерджи Клаб»). Ярко-оранжевый цвет, мультифруктовые вкус и запах… О том, что вообще-то это пиво, напоминает лишь строчка в списке ингредиентов. Ярославский ООО «Колос» разукрасил банку на славу: тут и стилизованный герб, и хвастливая надпись по-английски «Король из королей». А сверху еще одна, трогательная «Давай дружить!» – такая завлекалочка уместнее для лимонада, чем для напитка крепостью 8,8%. Чтобы фруктовая основа не забродила, в напиток добавлен консервант.
А вот эти напитки, изготовленные Рязанским ООО «РУДО-АКВА», любой примет за обычную газировку. 8,9%-й «Коктейль «Blazer» («Блейзер») со вкусом лимона» упакован в 1,5-литровую бутыль, как и его брат-близнец с апельсиновым вкусом. По цвету и запаху последний очень напоминает известную «Фанту». Только крепленую.
Завершает пивной парад напиток под названием «АЛКО вкус граната» от уже упомянутого ЗАО «ОСТ-Аква». Производитель не поскупился на ингредиенты: в бирмиксе целых 7% натурального яблочного сока. По цвету и запаху – настоящий гранатовый сок, после глотка даже остается вяжущий привкус, но не стоит забывать, что все это – синтетическое.
Что мешают, то и пьют
Раз уж производители пишут на этикетках «пиво специальное», то по идее во вкусе и запахе напитков должны быть выраженные пивные ноты. Задачей дегустаторов было выявить, насколько пивовары соблюли это равновесие и не задавили пивную основу сиропами. К сожалению, в большинстве образцов присутствие солода может угадать лишь специалист. Приличные оценки заработали только «Redd’s Premium Cold» и «Zooom», в которых пивные ноты остались. На последних позициях – «Лимонный день» и «Блейзер» со вкусом лимона»: пьются они наиболее трудно, во вкусе и аромате – никакого своеобразия и изюминки.
Слабоалкогольное заблуждение
Купажированный бирмикс больше напоминает слабоалкогольный коктейль. И в названии некоторых торговых марок слово «коктейль» как раз и присутствует. Но зачем же устраивать эту путаницу и вводить покупателя в заблуждение? Ответ прост: слабоалкогольные коктейли крепостью 8–9% изготавливают с использованием натурального спирта, а лицензию на работу с ним предприятию получить весьма непросто. Да и акцизы на «слабоалкоголку» намного больше пивных, а превращение пива в коктейль не требует специальной лицензии. Некоторые производители бирмиксов даже не имеют пивного профиля.
Напиток для мам
Судя по ярким этикеткам и англоязычным названиям, целевая аудитория бирмиксов – молодежь. Вспомните-ка, взрослые, когда вы впервые попробовали пиво, понравилось ли оно вам? Для детского языка, привыкшего к сладостям, пиво кажется горьким, кислым и невкусным, «понимание» приходит потом – вместе с привычкой. А бирмиксы стирают грань между сладенькой газированной водой и пивом, предлагая подростку два в одном: градус и вкус. И от мамы дома не попадет за пивной аромат. Вот и глушат детки коктейли, напичканные химией и сахаром: 100 граммов такого напитка могут содержать до 90 килокалорий!
Факты
Строго говоря, бирмиксы в нашей стране стали изготавливать не в этом и не в прошлом году, а гораздо раньше. Только набор вкусо-ароматических добавок был скромнее и ближе к природе: к пиву добавляли натуральный мед, экстракты пряных растений, кореньев. Никакого взрывного вкуса – все очень по-русски!
Бирмиксы – любимый напиток германской молодежи в возрасте 18–25 лет. Процент содержания алкоголя в них сравнительно невысок – около 5%. В целом же доля бирмиксов составляет лишь 3% от общего пивного рынка Германии.
Татьяна Сальникова, "Вечерний Красноярск"