Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Немного грома среди невроза

Немного грома среди невроза

19.09.2007
1

Бытует поговорка, что нет ничего более постоянного, чем «временные» явления. Михаил Фрадков пришел «временным премьером», отставки которого ждали уже 3,5 года. И вот, пожалуйста – фокус, покус, отставка, гром, молнии, аплодисменты. То ли президент вынул из шляпы Преемника, то ли… просто так.

Ну, оговоримся, что просто так ничего не бывает. А вот что до Преемника… тема проблемы-2008 висит над Россией великой темой начиная с марта 2004 года, если не раньше. Стоило Путину избраться на второй срок, главным стало загадывание, что будет на третий. Одно время считали, что будет Путин, и гадали «как». Потом все-таки склонились, что не Путин, и стали гадать «кто». И так уж три с половиной года.

Причем с каждым годам невротичные ожидания повышаются. Ну вроде как идет человек черной ночью по переулку, и мерещится ему всякое. Чем дальше идет – тем сильнее. Ветка шелестнула – ой. Ворона каркнула – Господи, что же такое… Дверь скрипнула – мамочки, убивают!

Ожидание политического сообщества столь сильно, нервы напряжены, и буйный комментарий к действию следует чуть раньше, чем оно само. Иногда невроз столь силен, что комментировать как решенное начинают то, что еще не случилось… Забавно, что оно в итоге и не случается, а комментарий уже входит в историю.

Как оно было? В полдень 12 сентября президент отправил в отставку премьера Михаила Фрадкова. Ну, точнее, Фрадков попросил уволить его, дабы «президент имел свободу маневра в непростой период» (правда, есть подозрение, что еще утром Фрадков не знал о своей дневной просьбе, но это уже мелочи).


Здание правительства РФ (http://www.nanonewsnet.ru/files/u282/government.jpg)

И тут же несколько аналитиков успели откомментировать… долгожданное назначение Сергея Иванова на пост премьера. В жанре «мы давно этого ждали», «мудрое решение» и т. д. Что ж, справедливости ради воспроизведем немного истории. Сергей Иванов был кандидатом номер один несколько лет, в 2006 году, пожалуй, шансы чуть покачнулись. Заговорили о Медведеве в частности и неисповедимости путей президента вообще. Оговоримся, что в период 2006–2007 гг. Иванов не столько покинул первое место, сколько стал делить его с допущением в ближний гадательный круг еще 10–15 персон. Если говорить букмерски, его шансы были выше, чем у других, но у всех других, «взятых вместе», шансы были выше, чем у него. К лету 2007 года первый вице-премьер Сергей Иванов вновь замаячил фигурой номер один.

По закону Путин мог сместить Фрадкова и думать над кандидатурой еще две недели. Можно лишь догадываться, что за две недели успело бы наворотить экспертное и прочее политическое сообщество, если за пару часов оно уже наполовину успело поздравить Иванова с должностью… В итоге к вечеру 12 сентября Путин вносит на рассмотрение Госдумы кандидатуру будущего премьера – Виктора Зубкова. Своего коллегу еще по Санкт-Петербургу, к тому моменту – руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу.

…Отреагировали мгновенно. Не дожидаясь формальностей, лидеры ЕР, СР и ЛДПР заявили, что давно хотелось проголосовать за что-то такое, и вот наконец-то, слава Путину, им дали Зубкова. Люди более простые успели чуток поглумиться. Было вспомнено, что Зубков: а) руководил совхозом и вообще родился в деревне, б) задувал свечи на торте на одном из последних дней рождений Путина, в) приходится тестем министру обороны, «тому самому мебельщику», и это многое объясняет. И много чего еще вспомнили интересного.

Ну и на фоне общей иронии, легкого обалдевания со стиля отечественной политики («кто бы мог подумать еще день назад?») все выдохнули – здравствуй, Новый Президент Российской Федерации, так вот ты какой. Из деревни, значит. Специалист по свечам-тортам, финансовым расследованиям и до крайности питерский.

А собственно – почему сразу и Президент?

Невроз всегда велит скорее реагировать, чем не реагировать, но… именно так, неспособностью не реагировать предельно бурно и сразу один философ определял слабость души и тела. У Виктора Зубкова сейчас как минимум три возможные роли и три смысла его назначения соответственно: 1) технический премьер на выборный период с сентября по март, 2) премьер при новом президенте, о коем народу будет сообщено дополнительно, 3) премьер, который в марте 2008 года станет-таки президентом. Доводов в пользу третьей версии, если вдуматься, не более, чем в пользу двух других. Тот же Сергей Иванов, к примеру, никуда не исчез. И если Зубкова трактовать скорее все же как Знак, а не как Преемника, то это скорее добрый знак Иванову, нежели Медведеву, Собянину, Нарышкину, Матвиенко, Якунину (и кому там еще?).


Виктор Зубков

По сути, это еще скорее маневр, еще тактика по откладыванию часа Х, нежели Окончательное Решение Владимира Путина. То есть Зубков, даром что его публичная известность равна нулю до 12 сентября, даром что ему уже 66 лет, – может стать президентом. Но про это будет еще одно Решение, дополнительное, и это мы узнаем специально. А постфактум можно будет сказать, что все решилось 12 сентября.

Но 12 сентября ничего не решилось. Условно говоря, было 10 человек кандидатов на должность президента Всея Руси, а стало 11. В некоем роде все только началось. Самое время для разгула невроза политиков и экспертов. Такие уж «технологии трансферта власти», что ныне, что в 1999 году. Чем больше невроза вокруг – тем оно успешнее катит. Тем больше эффект вынимания кадрового решения из шляпы так, чтобы оно входило в социум как в нож в масло. Вспомним осень 8-летней давности, подарившую нам самого Владимира Путина. Поживем – и многое еще увидим.

Досье

Виктор Алексеевич Зубков родился 12 сентября 1941 года в поселке Арбат Свердловской области. В 1965 году окончил экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института. 1958–1960 гг. – слесарь Мончегорского ремонтно-механического завода, рудника «Ниттис-Кумужье» комбината «Североникель» (Мурманская область). 1967–1985 гг. – возглавлял совхозы на территории Ленинградской области. 1985–1993 гг. – работал в Леноблисполкоме и мэрии Санкт-Петербурга. 1992–1993 гг. – первый заместитель председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. 1993–1999 гг. – заместитель руководителя Федеральной налоговой службы РФ – начальник Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Июль 1999 г. – ноябрь 2001 г. – заместитель министра РФ по налогам и сборам – руководитель территориального управления МНС по Санкт-Петербургу. 2001–2004 гг. – первый заместитель министра финансов РФ, и. о. председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу. С марта 2004 г. – руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу. С сентября 2007 г. – премьер-министр Правительства Российской Федерации. Женат, имеет дочь.

Так говорят

Алексей ЧАДАЕВ, член Общественной палаты:

– Все ожидали Иванова, на худой конец Медведева, совсем на худой конец - Собянина. А Путин в очередной раз всех, скажем так, удивил. И после того как тусовка оправится от шока, утрется, она сделает гениальное открытие: вообще-то новый премьер «ни разу не преемник». И начнется старая игра с раскладыванием ромашки – а все же кто тогда?

Михаил ЛЕОНТЬЕВ, публицист, телеведуший:

– Думаю, что президенту просто надоела в значительной степени вся эта тягомотина с требованием преемника. Он обозначит свое намерение тогда, когда захочет его обозначить. В тот момент, который он посчитает нужным. А до этого он лишил эту процедуру внятного смысла.

Я тысячу раз говорил: не парьтесь. Не парьтесь! Надо будет – скажут. Президент не обязан никому заранее что-то объявлять. Нет у него такой обязанности. Он никого не водит за нос, он никому не морочит голову. Он вообще не разжигал никаких ожиданий по этому поводу.

Александр ДУГИН, публицист, лидер Международного евразийского движения:

– Это фактически назначение преемника. Как Ельцин в свое время назначил Путина преемником. Другое дело, что надолго ли этот преемник-президент. Тут все может быть по-иному, чем было с Путиным. Сегодня сложно стать хорошим президентом на фоне Путина. Он настолько хороший президент, что другой все равно будет хуже.

Александр МНОГОГРЕШНОВ, депутат ЗС Красноярского края:

– Все понимают, что делает президент. Он готовится к своей избирательной кампании. Какой путь он выберет, мы узнаем дальше. Сейчас он выбрал самого надежного, на его взгляд, человека, им оказался Зубков. Мы с вами обыватели, нам трудно просчитать, собирается ли Путин на третий срок, но его действия подсказывают, что все движется в этом направлении; а какое он решение примет, узнаем ровно через полгодика.

Александр Силаев

Александр Силаев, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать