В ролях: Светлана Мелкина, Дмитрий Орлов, Юлия Михайлова, Алекслей Дмитриев, Олег Каменщиков, Томас Моцкус, Александр Высоковский
Продолжительность – 95 м
Начинается всё вроде бы безобидно и даже довольно приятно – красивейшие рисованные титры разбиваются на мелкие осколки под изумительную песенку, явно вдохновленную (читай – прилежно срисованную с) великой заглавной темой Кшиштофа Комеды к «Ребёнку Розмари». Однако вместе с самой последней надписью на кусочки разлетается и последнее хорошее в фильме – единственным, что хоть сколько-то (ну ладно, сильно) порадует зрителя в следующие девяносто с копейками минут, будет открытие дверей кинозала.
Есть мнение, что для работы в гордой стилистике «трэш», которую отчаянно пытается натянуть на себя «Путевой обходчик», никакие особенные умения не нужны – мол, чем хуже, тем лучше, в том и смысл. Однако есть тут одна тонкая грань – с одной стороны располагается трэш, а с другой, выразимся из соображений вежливости помягче, кал. Так вот – понятия эти хоть и весьма схожи, но вовсе не равнозначны. Разница тут примерно такая же, как между литературным приёмом «поток сознания» и бредом реального шизофреника – на первый взгляд общего хватает, но за вольностью слов писателя в любом случае стоит некая художественная задача, на которую вся предполагаемая свобода выражения нанизывается, как на чёткий каркас.
Шизофреник же, может, и хотел бы выражаться связно, но сделать это он просто не в состоянии. У создателей «Обходчика» примерно те же проблемы – они, может, и представляют себя именитыми кинематографистами, но на деле ни камеру правильно поставить, ни сцену смонтировать хоть сколько-нибудь осмысленно оказываются просто не в силах. Вот и получается у них кино, в котором примерно 50 минут практически ничего не происходит, а каждый второй эпизод заканчивается таким эффектом слегка замедленного движения, который был страшно популярен в первой половине 90-х среди доморощенных отечественных клипмейкеров.
Герои всё время выпадают из повествования неизвестно куда – а дело, напомним, происходит в строго ограниченном пространстве подземных туннелей. То есть, буквально – пошли вдвоём, а пришёл в пункт назначения один. Пошарился там немного, и пошёл назад – и вернулись опять вдвоём. И так постоянно. Страшный маньяк только и делает, что грозно топает за кадром, а когда дело доходит до вонзания кирки в горячую плоть, за монтажными склейками ни черта не разберёшь. Умирают все, как пятиклассники на первом отчетном выступлении школьного драмкружка – падая, очевидно стараются не сильно больно удариться. И вместе с этими неубедительными смертями, похоже, в муках чудовищной скуки загибается и вера во вменяемое жанровое кино отечественного производства. Пережить «Жесть» и «Мёртвых дочерей» ей, хоть и с трудом, удалось – кто же мог предположить, что добьют её таким примитивным и, что самое обидное, предельно тупым орудием, как «Путевой обходчик»?
Вердикт Кочерыжкина – *?::%:;№»!У№)(?*?*(:?%;%;№!!! (цензурные слова тут бессильны).