Разного рода экстравагантные новинки, которые вызывают особый интерес у общественности, обычно называют последним криком моды. Кроме того, в зависимости от степени остроты нововведения оно может зваться воплем, визгом или писком, но вот что спрашивается: кто или что именно издаёт все эти звуки?
Появление выражения, с которым мы имеем дело, достаточно увлекательно. Это калька с французского dernier cri — «последний крик». Как видим, мода тут не упоминается вовсе. Более того, «визги» и «писки» тоже не могли фигурировать в нашей фразе, а уместен был только «крик». Дело в том, что в средневековом Париже криками назывались рекламные рифмованные строчки, громко выкрикиваемые торговцами на площадях для привлечения внимания покупателей.
Это было целое искусство: для каждого товара сочинялись не только слова, но и мелодия, интонация крика. В XIII-XIX веках даже составлялись сборники этих «криков», называвшиеся «Криками Парижа» — по-французски тоже в рифму: Les cris de Paris. Понятно, что с появлением на рынке новых товаров сочинялись и новые крики, и самый последний крик соответствовал чему-либо самому новейшему, — отсюда и взялась наша фраза.