В ролях: Хоакин Феникс, Марк Уолберг, Роберт Дюваль, Ева Мендес, Алекс Видов, Олег Тактаров, Елена Соловей
Продолжительность – 117 м
Сейчас уже как-то немного непонятно, что делать с авторами, разворачивающими семейные драмы через призму криминальных историй – то ли хлопать по плечу за благородный традиционализм, то ли погрозить укоризненным пальчиком за использование замызганных клише. Трагический раскол в семье, братья по разные стороны закона, отвергнутая наследственность, дробовик в качестве орудия воссоединения – темы совершенно стандартные для большого криминального жанра ещё со времён «Крёстного отца», а то и раньше. Так что сейчас судьба каждого конкретного обращения к теме зависит исключительно от старания режиссера – сможет ли он вытащить знакомые темы на новый уровень, вложить в них новую искорку жизни?
«Хозяев ночи», третье выступление режиссера и сценариста Джеймса Грэя на данной территории, ругать легче легкого – это кино хмурое, медлительное, вызывающе несовременное. К тому же оно ровно про то же, про что были и первые два, «Маленькая Одесса» и «Ярды» – братские конфликты, мафиозные связи, сумрачный настрой, никаких лёгких выходов. К нему точно так же надо присматриваться, перестраиваясь на его смурную волну – зрителям горячим, в первую очередь ищущим от криминального жанра мощного удара промеж глаз, ловить здесь нечего. А вот те, кто в состоянии замедлиться и принять в себя ползучую тьму «Хозяев ночи», возможно, заметят, что Грэй вовсе не повторяется – скорее, он сознательно бьёт раз за разом в одну и ту же точку, словно выискивая всё новые способы развернуть так и этак один и тот же вечный семейный конфликт.
У него выходят не эпосы, а вполне себе маленькие трагедии – незамысловатые и по-мужски честные, суровые и лаконичные. Да, развитие его героев и сюжетов редко по-настоящему удивляет – но в основном потому, что у простых историй Грэя есть только один возможный путь. Да, лаконичность реплик порой выходит не самурайской, а сериальной – но в том скорее виноват дубляж, поскольку намеренный благородный минимализм в русском языке даётся только самым талантливым авторам, каковые, увы, редко водятся среди трудящихся на прокат переводчиков.
Плюс к тому Грэй всё-таки умеет в нужный момент вломить между глаз так, как никто другой. Глухое неторопливое биение «Хозяев ночи» несколько раз учащается так, что темнеет в глазах – в первую очередь в жутчайшей сцене визита в логово наркоторговцев и, конечно, во время невероятно сделанной автомобильной погони, по мастерству исполнения близкой к фантастической сцене взрыва автобуса в «Переводчице» Сиднея Поллака. В этих местах начинает казаться, что у Грэя отлично бы вышел какой-нибудь нон-стоп-экшен, вроде «Беги без оглядки» Уэйна Крэмера. Но штука в том, что сам Грэй считает ровно наоборот, и своим следующим проектом он уже выбрал драму «Две любовницы», в которой никакого экшена не будет вовсе. И именно это упрямство, с которым Грэй гнёт свою линию наперекор жмущим плечами критикам и скорым на приговор фестивальным тусовщикам (на премьере в Каннах «Хозяев» страшно освистали – как, впрочем, когда-то и «Ярды»), вызывает наибольшее уважение. Осмеять «Хозяев ночи» или презрительно проигнорировать куда проще, чем постараться понять или полюбить – но это, право слово, тот самый случай, когда попытаться стоит.
Вердикт Кочерыжкина – хмурая и неприветливая, но благородная и честная криминально-семейная драма.