Главная
>
Статьи
>
Политика
>
В ожидании Эльфинора

В ожидании Эльфинора

19.03.2008
1

Для обычного человека самая скучная политика, пожалуй, международная. Непонятно, какое это имеет к тебе отношение. Тарифы ЖКХ про всех, что все хорошо понимают. Философия Канта тоже про всех, хотя не все понимают. А международная политика – кому она?

Повышенный интерес к ней у обывателя всегда на грани, всегда грозит сорваться в смешное. «Бриан – это голова», «Саркози палец в рот не клади, я бы лично не положил» и прочее в том стиле. Так вот, пресловутый «косовский прецедент» – политика не только международная, то есть дальняя и чужая. В общем, даже слово «косовский» здесь неважно. Важен «прецедент».

Лучше всего его пояснить без всяких «Брианов». На примере каком-нибудь отвлеченном. Чтоб слово Косово ни разу не всплыло, но было понятно, чего это за прецедент.

Небольшое предисловие. Что такое нация, толком никто не скажет. Точнее, скажут многие и про разное. И никто не даст такого определения, в котором бы его понимали все. Что такое этнос, кстати, понятно. Это такие дальние родственники, грубо говоря, это большое племя. Единство людей, чувствующих свое происхождение если не от одной обезьяны и одного бога, то хотя бы от «жителей этой долины в 13-м веке». Между тем нация не сводима ни к расе, ни к языку, ни к гражданству… Можно пробовать – не получится.


В ожидании Эльфинора (http://rulife.ru/UserFiles/image/7/obrazy1.gif)

О национальности узнают точно так же, как о влюбленности, – по признанию. Влюбленный суть тот, кто говорит, что он влюбленный. Потомок немцев, живущих в России, может счесть себя немцем или русским – на усмотрение. Из пяти якобы «кровей» всегда можно выбрать ту, которая тебе симпатична, и ей представиться. Вот есть такая национальность – казаки? А это уж как они сами решат и насколько им поверят.

Это такой банальный экскурс в проблему. А теперь давайте отрешимся от банального и вообразим себе один сюжет. Фантастический такой.

Немного самосознания

Группа людей внезапно понимает, что они эльфы. Не по складу характера или роду занятий, а вообще. По жизни. Можно сказать, «осознали себя эльфийских кровей», и баста. Свое осознание ребята пишут в графе «национальность» (некоторые, кстати, так и отвечали на вопросы всероссийской переписи – мол, хоббиты мы, и все тут). И много таких ребят. Несколько десятков тысяч для начала.

Эльфы выбирают себе какой-нибудь симпатичный российский городок и начинают его систематически обживать. Ну вроде как чеченская мафия – Кондопогу. Только эльфов наших в пропорции ко всему населению энской местности будет больше, чем простых инородцев. Во-первых, все они съезжаются точно в Энск. Во-вторых, все больше местных и коренных чувствует в себе самосознание эльфов. Если диаспора будет организована как нормальная этническая мафия, с условием, что вход открыт, – это же лакомо. Если эльфы держат район, как же не записаться?


Нация не сводима ни к расе, ни к языку, ни к гражданству (http://img.liveinternet.ru/images/attach/4/17930/17930796_Devochki.JPG)

Начинаются столкновения. «Эльфы выжили азербайджанцев с рынка». «Вчера трое озверелых скинхедов избили подростка-эльфа, но, к счастью, подоспела милиция». Международные правозащитные фонды не только развивают тему Холокоста, но двигают тему российских эльфов. Оформляется эльфийский язык, для начала это всего лишь русский, записанный на латинице, с некоторыми жаргонизмами. Дальше – больше. Эльфы должны иметь эльфийскую власть, почему бы и нет? Градоначальников, депутатов. «Мы вашего российского президента поддержим, 99% явка, 98% голосов за, а вы нам родной эльфийский – вторым государственным, а?»

Пишут учебники по истории эльфийского народа: на английском, русском, самом эльфийском. Про то, как российское самодержавие 500 лет угнетало маленький, но гордый народ. Про этнические чистки, проведенные еще Иваном Грозным, после которых эльфов стало так мало. Про известные репрессии Петра Первого, про тяжелые времена сталинизма, когда усатый палач запретил само упоминание слова. И вот наконец свобода. Но бывали и лучшие времена – в 980 году Эльфинор занимал территорию 15 будущих российских регионов. Москвы еще не было, а князь киевский уже платил дань светлым эльфам!

В дело впрягаются международные организации. Ставится вопрос в ООН. «Каждая нация, тем более пострадавшая от имперского шовинизма, имеет право на самоопределение». Имеет, имеет. Эльфинор провозглашается независимым государством. После референдума, все законно. Гарантом законности выступает миротворческий корпус НАТО.

Катализатор свободы

Байка сия бредова только отчасти. Дело в том, что теперь такая процедура вполне законна, в ней нет ничего вызывающего против того, что когда-то звалось международным правом. Каждый имеет право на свой маленький Эльфинор. Вот, собственно, смысл «косовского прецедента», сжатый до формулы.


Нация не сводима ни к расе, ни к языку, ни к гражданству (http://newsimg.bbc.co.uk/media/images/41066000/jpg/_41066320_kosovo.jpg)

Говорят, что нет ни инцидента, ни прецедента. Вот распалась же Югославия, распался СССР, и что? Никто не стал дробиться дальше, тем более на «Эльфиноры». Однако нюанс: и СССР, и Югославия были федерациями, то есть такими образованиями, где возможность их распада оговорена в их Конституции. Прецедент в том, что если любая часть может отделиться от целого по воле части, то от нее тоже может отделиться любая часть. От албанского Косово должна отделиться та территория, где еще сохранились сербы, но любая албанская деревушка на сербской территории тоже может отделиться и т. д. До бесконечности.

Пример с Эльфинором фантастичен лишь оттого, что мы допускаем «этногенез» как возможный здесь и сейчас. Между тем большинство наций возникло не более обоснованно, чем приведенные в пример эльфы. Нет, если пилить Россию – сначала надо обойтись добротными, зарекомендовавшими себя нациями. Которых изобрели хотя бы в 19-м веке. А там можно и до Эльфинора дойти. Дело техники. Главное, чтобы на территории новорожденного государства была, например, нефть. Или еще что-то столь же вкусное. Как правило, полезные ископаемые резко катализируют процесс обретения национального самосознания. Ну если нет ископаемых, хотя бы завод, куда их везут. Или там нефтепровод. Или плантации мака и конопли на худой конец. Тоже дело. Не то чтобы международные организации сами ширялись в вену, но… люди там отзывчивые, с пониманием. Слабого в обиду не дадут.

Александр Силаев

Александр Силаев, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать