Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Скрытые перспективы

Скрытые перспективы

17.07.2008
1

Муниципальные перевозчики задавят частников массой

Каковы перспективы муниципального транспорта Красноярска? Есть ли смысл покрывать расходы муниципалов, если стоимость одной поездки на несколько рублей превышает стоимость частного извозчика? В горадминистрации не словом, а делом говорят: да, нужно. При этом расходы на эту отрасль уже составляют около 5% (поправка: на первой полосе следует читать 5% вместо 20%) от бюджета краевого центра. «ВК» попытался спрогнозировать, насколько изменит ситуацию планируемое увеличение объема муниципального автопарка.

Больше стабильности

На прошлой неделе красноярские автомобилисты бастовали против повышения цен на бензин. На площади перед памятником Ленину собралось более трехсот человек. Пикетировали не только простые автовладельцы, но также и частные перевозчики. Глава ассоциации частных перевозчиков Михаил Омышев рассказал «ВК», что последние колебания цен в конечном итоге должны привести к повышению стоимости проезда в транспорте. Правда, конкретных сроков рассмотрения этого вопроса не назвал.

Вывод напрашивается, кажется, логичный — населению станет выгоднее ездить на муниципальном транспорте. Естественно, повышение цен на бензин отразится и на муниципалах, однако же дотации из бюджета не должны чрезмерно повысить стоимость проезда. В свете планируемого увеличения численности муниципального транспорта весьма неплохое подспорье для городских перевозчиков-муниципалов. Автобусы

Логично, если не учитывать, что около 70% муниципального транспорта в Красноярске сегодня осуществляет перевозки на коммерческой основе. Об этом «ВК» сообщил заместитель ассоциации перевозчиков края Виктор Сидоров. Выходит, ездить на коммерческом транспорте даже выгоднее, чем на муниципальном. Причем выгоднее не только для конкретного человека, но и для бюджета. По данным Сидорова, за первый квартал этого года муниципалы потерпели убытки в размере 90 млн рублей. По его прогнозам, в этом квартале цифры должны увеличиться — повлияют растущие цены на топливо.

Однако сами муниципалы не унывают. По словам заместителя начальника департамента транспорта администрации Красноярска Леонида Семенова, будущее именно за муниципальным транспортом. «Во всем мире наиболее надежным считается муниципальный транспорт», — говорит Семенов. Кроме того, он отмечает, что повышение численности единиц транспорта придаст стабильности перевозкам. При этом он соглашается, что себестоимость перевозки на частном транспорте ниже: «Но это официальные цифры — никто не подсчитывал, сколько средств находится у частников в тени».

Напомним, по расчетам экспертов, себестоимость одной поездки пассажира на муниципальном транспорте составляет 16—20 рублей в зависимости от маршрута. Представляете, какие траты терпят перевозчики, перевозя пассажиров за восемь рублей?

Тем не менее в департаменте транспорта уверяют, что увеличение численности автобусов, троллейбусов скажется положительно в целом на транспортной схеме города и качестве обслуживания. Вот только в департаменте не могут назвать, каким образом все это произойдет.
Сидоров не согласен с таким утверждением: «Посмотрите, кто работает на линиях в вечернее и ночное время — частники. Муниципальные автобусы очень сложно найти». По его словам, с организационной точки зрения муниципальный транспорт до сих пор проигрывает частному.
Депутат горсовета Красноярска Александр Глисков рассказал «ВК», что все траты в целом на департамент транспорта в год составляют около одного миллиарда рублей. «Выходит, если мы увеличим количество автобусов, но никак не изменим ситуацию на самом рынке, не повысим рентабельность перевозок муниципалов, то и денег из бюджета придется тратить в разы больше», — говорит Глисков.

По его словам, корень всех муниципальных бед кроется в неэффективной работе департамента городского транспорта. В качестве примера он приводит недавно введенные электронные билеты для льготников: «Посмотрите, ведь не в каждом автобусе есть считывающие устройства. А ведь это означает, что для разных маршрутов затраты на перевозки покрываются из бюджета по-разному».

Иными словами, на каком-то определенном маршруте может перевозиться сто льготников, на каком то — десять. Но при этом на первом маршруте расчет производится в соответствии с реально перевезенными пассажирами (здесь все фиксируется по электронным билетам). На втором, где перевозится десять человек, расчеты ведутся исходя из некоего среднего арифметического показателя.

Иван Девяткин«Естественно реальные затраты таких перевозчиков на льготников и получаемые из бюджета суммы никак не соотносятся. Причем выдача или невыдача считывающих устройств, похоже, зависит от симпатий чиновников департамента. При этом сами муниципалы постоянно твердят о недостатке финансирования и терпят убытки», — говорит Глисков.
Отметим, что этот и другие больные вопросы этой сферы уже не раз поднимались депутатами горсовета. Однако на сессии и заседания комитета начальник департамента транспорта администрации Красноярска Иван Девяткин предпочитал не являться, посылая на них своего заместителя. Что ж, оно и понятно — у человека, видимо, очень много работы. Поговорить с Девяткиным нам не удалось, так как он сейчас в отпуске.

Мы победим!

Кстати, муниципалы очень рьяно защищают свою территорию. Видимо, пока у них нет численного преимущества. По словам Александра Глискова, основным оружием является проведение конкурсов. Такие мероприятия переводятся ежеквартально. Однако выигрывают в них отчего-то всего два муниципальных предприятия. Причем постоянно. Интересно, что конкурсы проводятся в основном на низкорентабельных маршрутах. По сути, иначе как неким подобием борьбы за бюджетные деньги это не назовешь.

По словам Глискова, департамент транспорта целенаправленно указывает в документации такие критерии к конкурсантам, которым соответствуют лишь те несколько предприятий муниципалитета.

«Мы провели анализ положений и выяснили, что к одним из критериев относятся количество и качество автобусов, трудовых ресурсов. Очевидно, что таких огромных предприятий, как заявлены в документации, среди частников нет», — говорит Глисков.
Кроме того, на такие конкурсы автобусы ПАЗ вообще не допускаются. Отметим, что данный критерий был, очевидно, введен из-за наметившейся тенденции в Красноярске по избавлению от маловместительных автобусов. «Это довольно странная позиция. Ведь такой автобус может быть переоборудован под газ, тогда как большой нет. Понимаю, что это может разгрузить город, но и об экологии нужно подумать. Ведь одним электротранспортом сейчас проблему не решишь», — считает Глисков.

Кстати, недавно стало известно, что группа депутатов горсовета обратилась в правительство края и администрацию Красноярска с просьбой включить газовые ПАЗы в тарифы, сходные с тарифами электротранспорта. Услышит ли власть народных избранников, покажет время.

Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать