Сегодня был в секции «Эффективное управление муниципальным образованием с участием граждан». Большую часть времени о своих достижениях пытались рассказать представители неких общественных организаций, целенаправленно занимающихся развитием местного самоуправления в Сибири. Однако конкретных примеров успеха аудитория от них так и не дождалась. Периодически в дискуссию вклинивался вице-спикер ЗС края Алексей Михайлович Клешко, рассказывавший, как ситуация выглядит на самом деле. Вот, кстати, пример того, как один человек способен «вытянуть» всю секцию и сделать дискуссию, по меньшей мере, интересной.
По мнению Клешко, в городе нет оформленного территориального общественного самоуправления. Власть опирается на административный ресурс, а не на активных граждан. Граждане у нас активно научились протестовать, примером чему могут служить недавние слушания по строительству гостиниц на набережной, но никому из них и в голову не приходит провести субботник, чтобы прибрать ту же набережную или сквер.
За два года из краевого бюджета городу выделено 90 миллионов по программе «Жители края за чистоту и порядок». Деньги потрачены, но в результате не возникло ни одной инициативной группы по месту жительства. Цели программы не достигнуты.
Чиновникам это выгодно, потому что объединенные граждане представляют опасность. Нужно не митинги проводить, а развивать соседские отношения. Городу необходима специальная программа развития местного самоуправления. В ней можно заложить и поощрение активистов, и гранты на благоустройство, и даже создание информационной базы, где каждая лавочка или деревце были бы пронумерованы и содержалась информация, когда последний раз их белили и красили. Нужно также принять положение о территориальном общественном самоуправлении, поскольку принятое 10 лет назад утратило силу в связи с изменениями федерального законодательства.
Позицию городских властей четко сформулировал представитель администрации Железнодорожного района: у нас есть отдел по работе с населением — значит работа ведется. Просили жители расширить улицы Маерчака и Калинина, мы расширили. Просили сделать виадук на «Космосе» — делаем. То есть, надо полагать, не просили бы, так никто бы не заметил, что улицы узкие, а на перекрестке постоянно происходят аварии. По поводу территориального самоуправления чиновник гордо сообщил, что семинар они провели, методички раздали, но жители сами не захотели объединяться.
Мнение жителей оказалось прямо противоположным: инспекторы по работе с населением ничем помочь им не могут, поскольку не имеют финансовых возможностей. В итоге людям приходится все делать за свои деньги.
В заключение слово взяла и. о. директора муниципального учреждения «Центр развития местного самоуправления», которая поведала, что ими, оказывается, давно разработано положение о территориальном общественном самоуправлении. На мой вопрос, чего же тогда не вносите на рассмотрение городского совета, последовал невразумительный ответ, что кому-то в прошлом составе они его отдали. На встречный вопрос, почему начиная с марта, когда совет начал работать в новом составе, не обратились персонально ни к одному из депутатов, мне было буквально сказано, что «разговор этот неконструктивный». Видимо, и, правда неконструктивный. Чувствую, положение придется писать самим.
Александр Глисков