Главная
>
Статьи
>
«Мастер и Маргарита» - некоторые мысли постфактум

«Мастер и Маргарита» - некоторые мысли постфактум

27.11.2008
7

После просмотра виктюковской «Саломеи» на другую его постановку, «Мастер и Маргарита», шла с особым интересом. Да и актеры театра описывали ее как нечто грандиозное. Ожидания отчасти сбылись — впечатление от спектакля любопытное. Но, честно говоря, не более.

Подробно на эту тему высказалась в обещанной рецензии. Но кое-что хотелось бы добавить к уже сказанному.

В целом — искренне радуюсь, что Театр Романа Виктюка вообще до нас доехал (большое спасибо агентству «Музыкальный город»). Во-первых — новая, во многом непривычная и неожиданная для нашего города эстетика. Как и от додинского «Московского хора», мнения о театре Виктюка у зрителей тоже резко разделились. От преклонения и обожания — до раздражения и неприятия. Не знаю, как вас, а меня всегда радует такая полярность. Значит, есть о чем поговорить и поспорить.

А во-вторых, хорошо, что до нас стали доезжать не только коммерческие антрепризные халтуры. И что это востребовано — зал музтеатра на спектаклях Виктюка был почти полон. А есть спрос — будет и предложение. Кстати, в декабре в Красноярск должен приехать оперный спектакль «Евгений Онегин» в постановке Андриса Лиепы (от Центра оперного пения Галины Вишневской). А 3 декабря в оперном можно посмотреть оперу «Ревизор» В. Дашкевича на либретто Юлия Кима. Спектакль привозит Новосибирский театр оперы и балета.

И еще пять копеек непосредственно по «Мастеру и Маргарите». После просмотра спектакля почему-то в очередной раз захотелось прочесть роман. Каковы бы ни были достоинства постановки, но сполна передать всю магию и остроумие булгаковского текста режиссеру так и не удалось.

Кстати, на пресс-конференции не удержалась от провокационного вопроса относительно мистичности Булгакова, как правило, сопровождающей работу над многими его произведениями. Ответ был предсказуем: актеры развеселились, стали уверять, что никакой мистики, и мол где, как не в театре, еще можно попытаться осмыслить такие творения? Михаил Фатеев, игравший Мастера, невинно поинтересовался, не нужны ли примеры чудес на репетициях? Нет, никто не умер, не заболел, люстра на голову не обрушилась. Спасибо за ответ — и, слава богу, что все живы-здоровы. Но, думаю, в том-то и настоящая мистика булгаковского романа, что до сих пор никому из режиссеров не удалось сполна проникнуть в его глубину. Как это удалось Чайковскому с великими творениями Пушкина.

И еще один момент — забавный. Где-то ближе к финалу в нем звучит подлинная архивная запись речи Сталина. Записаны там и овации слушателей. Так вот, как уверяли актеры, в момент, когда раздаются эти аплодисменты, к ним присоединяются и зрители на спектакле. Мол, такова хитрушка Виктюка, и все, абсолютно все на нее покупаются. И становится понятно, что этот посыл обращен к нам, сегодняшним. Ждала этой сцены с нетерпением… Хоть бы один на спектакле в Красноярске хлопнул в ладоши! Похоже, в Сибири, экс-краю ГУЛАГа, задумка не проканала.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать