Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Некультурные расходы

Некультурные расходы

19.02.2009
4

Отсутствие контроля и четких нормативов, нарушение федерального законодательства. Эти, а также целый ряд других нарушений были допущены в ходе реализации краевой целевой программы «Культура Красноярья на 2007—2009 годы». По данным аудиторов счетной палаты, неправомерное расходование средств по программе составляет порядка 5 млн руб.

Проверка эффективности использования бюджетных средств при реализации целевой программы «Культура Красноярья» проводилась по поручению профильного комитета краевого парламента. Проверяемый период: 2007-й и первое полугодие 2008 года.

По словам аудитора счетной палаты края Нины Маштаковой, в министерстве культуры не было организовано распределение обязанностей по контролю за эффективным исполнением мероприятий программы. Кроме того, не определен порядок организации предварительного контроля проектно-сметной документации (ПСД) на проведение капитального ремонта, а также других документов, необходимых для выделения субсидий бюджетам муниципальных образований.
По словам Нины Маштаковой, в 1-м полугодии 2008 года ни одна территория края, бюджетам которых предусмотрены субсидии на проведение капитального ремонта, не представила в министерство ПСД.Может, главная концертная площадка города тоже пострадала от «неправомерного расходования средств»?

- О неэффективном контроле свидетельствуют факты перечисления субсидий при отсутствии надлежаще оформленных первичных документов, что дает основания классифицировать расходы на общую сумму 891,3 тыс. руб. как неправомерные, — отмечает Маштакова.

По итогам проверки аудиторы сделали неутешительные выводы: заказчиком и исполнителями мероприятий программы допущено неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 1,4 млн руб., неправомерное расходование на сумму 4,9 млн руб., прочие нарушения на сумму 1,1 млн руб.

Рояль в кустах

Согласно программе, в 2008 году планировалось оснастить оборудованием, мебелью, музыкальными инструментами и автотранспортом 23 районных Дома культуры. Однако, говорит Нина Маштакова, профильным министерством не разработаны и не утверждены нормативы обеспечения услуг для сельских учреждений культуры.

- Приобретение оборудования и музыкальных инструментов велось практически без участия районных Домов культуры, не определены критерии, по которым должно производиться распределение музыкальных инструментов. Соглашения и перечень оборудования были предложены министерством главам администраций на согласование уже в готовом виде, — утверждает Маштакова.
Кроме того, соглашениями, заключенными министерством культуры с администрациями 23 муниципальных образований, не предусмотрено их обязательство по складированию и размещению оборудования и мебели.
По словам Нины Маштаковой, аудиторы выяснили, что зачастую музыкальные инструменты приобретались в спешке: в ряде районов закуплены концертные рояли, которые некуда разместить из-за продолжающихся отделочных работ в помещениях.

Автоклуб на буксире

Проверка исполнения госконтракта на сумму 57,5 млн руб., заключенного министерством на поставку 23 автоклубов, показала, что график их поставки не соблюдался: вместо 16 автомобилей получено только 8.

Также поставщиком нарушены условия государственного контракта в части передачи заказчику товара надлежащего качества и комплекта документов на него. По словам Нины Маштаковой, проверкой установлено, что до устранения поставщиком нарушений 4 автоклуба, не принятые министерством и не учтенные на балансе, в июле 2008 года были неправомерно переданы администрациям Богучанского, Кежемского, Туруханского и Эвенкийского районов.

- Один автоклуб находился на территории КГУ «Енисейкино» в неисправном состоянии: сломался при перегоне, доставлен в город Красноярск буксиром. Несмотря на то что в контракте предусмотрена ответственность поставщика и за нарушение сроков поставки товара, и за поставку некачественного товара, министерством претензии поставщику не предъявлены. Учитывая длительность проведения конкурсной процедуры и стремление министерства культуры израсходовать бюджетные средства до окончания финансового года, заказчик сознательно не идет на расторжение контракта с поставщиком, — подчеркивает Нина Маштакова.

Также, по данным счетной палаты, нередки случаи заключения контрактов на сумму свыше 100 тыс. руб. в нарушение федерального закона № 94, то есть без проведения торгов и запроса котировок. А необходимые конкурсные процедуры по размещению договоров на общую сумму 566,5 тыс. руб. формально осуществлялись министерством уже после проведения программных мероприятий.

По мнению аудиторов, найти виновных в неправомерном расходовании бюджетных средств довольно сложно, поскольку после реорганизации агентства культуры в министерство многие сотрудники были уволены.

Цифры

Общий объем финансирования программы «Культура Красноярья на 2007—2009 годы» за счет средств краевого бюджета составляет 423,1 млн руб., в том числе по годам: 2007 год — 53,8млн руб., 2008-й — 274,1млн руб., 2009-й — 95,2 млн руб.

Комментарий

Алексей Клешко, заместитель председателя Законодательного собрания края:

- Ключевая проблема программы «Культура Красноярья» — централизация средств на уровне министерства. При этом, во время принятия программы, депутатов убеждали, что данные с территорий собраны. Но люди, после длительного отсутствия финансирования, заранее на все соглашаются, а как это потом реально будет использоваться — серьезная проблема. По этой причине я выступал против централизованных закупок для библиотек, приобретения музыкальных инструментов. Стремление к дорогим покупкам зачастую сводит на нет хорошую идею: в Сибирском федеральном университете заявляют, что они купили очень дорогой рояль, которого нет даже в филармонии. Зато теперь он стоит в актовом зале СФУ, пылится и хорошо, если его хотя бы раз в месяц будут использовать, а не сломают на банкете, играя «Мурку». Необходимо в первую очередь рассматривать такие критерии, как цена — качество — эффективность.

Елена Паздникова, заместитель министра культуры правительства края:

- Нами разработан план мероприятий по устранению выявленных недостатков, определены конкретные сроки и ответственные исполнители. По моему мнению, многие замечания еще могут быть устранены. Наша задача сегодня — не централизовать закупки, однако в этом вопросе есть объективные сложности. К примеру, если мы в качестве субсидий отдадим средства в поселения, им трудно будет провести аукцион, люди не знают этой технологии.

Татьяна Волоткевич, депутат Законодательного собрания края:

- Когда мы обсуждали программу, многие депутаты высказывали ряд сомнений. К примеру, для всех территорий планировалось приобрести синтезаторы за 300 тыс. руб. Но не будет ансамбль хорошо играть, если один инструмент хорошего уровня, а остальные, как говорится, «дрова». Но совет по комплектации решил по-своему. За огромные деньги закупаются рояли, но хотелось бы выяснить, сколько великих пианистов за ними выросло? Было бы гораздо эффективнее купить более дешевые инструменты и направить их в несколько территорий края.

 

Дмитрий Иванов, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать