Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Инфляционное прибавление

Инфляционное прибавление

21.04.2009
0

Цены на продукты продолжают бить рекорды роста

В конце марта увеличение потребительских цен вплотную приблизилось к официально прогнозируемой инфляции. Ни сельхозпроизводители, ни переработчики, ни розничные сети не хотят признавать в том своей вины. При этом если подобная тенденция сохранится, то к концу года «продуктовая инфляция» может не только в разы превысить общую, но и побить рекорд прошлого года.

Повышение роста

По данным Красстата, только за март этого года потребительские цены в Красноярском крае выросли на 1,5% по отношению к февралю 2009 года и на 5,2% — к началу года. Причем более всего дорожали продовольственные товары, что, в общем-то, стало уже привычным. По этой группе удорожание составило 2,4% к уровню февральских цен и 5,7% — к началу года. Примерно такую же динамику продемонстрировали и непродовольственные товары — 2,2% и 4,3% соответственно.

Более всего в первые три месяца текущего года дорожали сахар-песок (28,9%), черный чай (15,1%), замороженная рыба (10,3%), рис и детские молочные смеси (в пределах 7%).

Некоторые эксперты говорят о том, что такое повышение произошло вследствие увеличения цен на продовольствие по всему мировому рынку. Действительно, по различным оценкам, доля импортного продовольствия на рынке нашего региона составляет 40—70% (такой разброс объясняется отсутствием единого мнения насчет отнесения к импортным товаров, произведенных на территории России, но либо по зарубежным лицензиям, либо владельцы производств которых — зарубежные компании). Однако, по данным Федеральной службы статистики, Россия прочно держит второе место среди европейских стран по росту потребительских цен, уступая лишь Венгрии. Причем отрыв от остальных стран Старого Света достаточно велик — на уровне 2—5%.

Есть, однако, и другое объяснение, кажущееся более правдоподобным.

- Столь ощутимый рост потребительских цен и в особенности цен на продовольствие, — говорит председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания Красноярского края Александр Дамм, — связан в первую очередь с изменением курса доллара. Не секрет, что сегодня на нашем рынке довольно большая часть товаров импортируется из-за рубежа, поэтому при столь значительных колебаниях курса валют, каковые имеют место сегодня, автоматически повышаются и цены.

Примерно о таком же влиянии валютных котировок говорит и руководитель по внешним связям по Сибири, Уралу и Дальнему Востоку молочного переработчика «Вимм Биль Дан» Антон Калтыгин:

- В линейке нашей продукции более всего подорожало йогуртное направление, — говорит он. — Это как раз и связано с закупкой импортных ингредиентов.

Ни колебания котировок валют, ни цены на мировых рынках не объясняют, однако, того факта, что более всего в стране и крае подорожал так называемый минимальный набор продуктов, стоимость которого за март увеличилась на 2,7% по отношению к предыдущему месяцу. Общее же удорожание «социальных» продуктов по итогу первого квартала сего года оказалось на уровне 8,1%.

Виновных нет

Причины подобного роста цен могут быть самые различные: от того же роста курса доллара до увеличения цен производителями, переработчиками или продавцами. От идеи влияния доллара можно сразу отвлечься, поскольку в минимальный набор продуктов не входят импортсодержащие продукты, а все сплошь товары местного производства.

Не получается найти причину и в деятельности сельхозпроизводителей, поскольку отпускные цены на их продукцию выросли лишь на 2,5%.

- Я понимаю, если бы хозяйства столь радикально повысили цены на молоко, мясо или яйца, — говорит Дамм, — но этого сегодня не происходит. Я полагаю, что здесь свою роковую роль сыграли аппетиты переработчиков и игроков розничного рынка.

Переработчики в свою очередь не берут на себя ответственности за такое повышение цен. Как рассказал «ВК» Антон Калтыгин, никаких радикальных увеличений отпускной цены их компания не делала.

- По ряду позиций мы в начале года даже снижали примерно на 10% цены на традиционную продукцию (молоко, сметана. — «ВК»), — говорит он. — Что же происходит с нашим товаром в рознице, мы уже не контролируем и влиять на это не можем.

Примерно о том же говорят и розничные игроки продовольственного рынка.

- Мы никогда не закладывали в ниши наценки какой-то сверхприбыли, — говорит директор по маркетингу сети «Командор» Дмитрий Полуянов, — а по некоторым социально значимым позициям, составляющим основу потребительской корзины, мы вообще стараемся держать нулевую наценку.

Сопоставление цифр

Таким образом, выявить источник роста цен на продовольствие оказалось невозможным. Если верить опрошенным «ВК» экспертам, то цены вообще не должны были вырасти.

Однако факт остается фактом — они растут, и растут стремительно, месяц за месяцем превышая показатели прошлого года, в первом квартале которого рост цен составил всего 4,1% (против 5,7% в этом). Стоит также отметить и нарастающую инфляционную динамику. Например, если с 16 по 23 марта куриные яйца подорожали на 0,1%, то на следующей неделе это увеличение составило уже 0,5%, а с 30 марта по 6 февраля этот продукт и вовсе прибавил в цене 1,6% (данные Федеральной службы статистики). И подобное отмечается по ряду продуктов питания.

Отметим, что существующая тенденция уже привела к тому, что увеличение стоимости минимального набора продуктов вплотную приблизилось к первоначально заложенным в федеральный бюджет 8,5% официальной инфляции. Но если подобная динамика сохранится, то даже скорректированный показатель в 13% покажется чересчур оптимистичным. Тем паче что в прошлом году такое уже происходило: рост цен на продукты питания оказался много больше официальной инфляции (16,6%, а по некоторым группам до 30% против 13,3% соответственно).

Пока же, как рассказала журналистам глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, правительством рассматривается несколько предложений, каким образом не допустить чрезмерного роста цен на хлеб, молоко, масло. Правда, похоже, пока основные усилия власти сосредоточены большей частью на анализе цен сельхозпроизводителей, расходов на транспортировку, надбавок в оптовой торговле. Сколько еще пройдет времени от анализа до конкретных действий, сегодня не возьмется сказать никто. А продукты меж тем продолжают дорожать, что вызывает особые опасения в свете продолжающих снижаться реальных доходов, которые за первый квартал уменьшились более чем на 7%.

Индекс потребительских цен в марте 2009 года

Источник: Федеральная служба статистики

 

Февраль 2009 г. к январю 2009 г.

Март 2009 г. к

февралю 2009 г.

декабрю 2008 г.

марту 2008 г.

Индекс потребительских цен

101,7

101,3

105,4

114,0

 

в том числе на:

 

 

 

 

 

товары

101,7

101,6

104,4

113,0

 

продовольственные товары

101,9

101,7

105,0

115,8

 

продовольственные товары без плодоовощной продукции

101,5

101,4

104,0

117,4

 

непродовольственные товары

101,6

101,4

103,8

109,9

 

услуги

101,4

100,6

108,5

117,0

 

Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать