Главная
>
Статьи
>
А был ли эксперимент? («Возле старого пруда, где стреляют иногда»)

А был ли эксперимент? («Возле старого пруда, где стреляют иногда»)

07.10.2003
4

Очень странной, с моей точки зрения, премьерой открыл свой юбилейный сезон театр музыкальной комедии. То есть спектакль был выпущен в конце мая, но это обычная театральная практика – сдача спектакля, что называется, под занавес – в самых последних числах перед закрытием, для того чтобы торжественно открыть им новый сезон. Помните, летом театр оперы и балета закрылся премьерой «Спящей красавицы», а в театре им. Пушкина фактически произошла сдача шекспировской «Бури».

Так вот, новое творение театра музкомедии носит игривое название «Возле старого пруда, где стреляют иногда». Автор пьесы – Виталий Шленский – не дожил до премьеры совсем немного, что накладывает на меня некоторые этические ограничения в обсуждении литературного материала, поэтому предоставляю вам самим право решать, насколько интересна эта пьеса. Скажу только, что перед представлением режиссер спектакля Юрий Цехановский, чей творческий вечер стоит в планах театра в этом юбилейном 45-ом сезоне, в проникновенной речи рассказал, как труппа в процессе постановки влюбилась в эту ни на что не похожую и, с точки зрения режиссера, «экспериментальную» пьесу. Таким образом, публика была подготовлена к чему-то явно из ряда вон выходящему или хотя бы необычному.

Музыку к пьесе написал наш красноярский композитор Олег Проститов. И если я не говорю ничего об авторе текста, то уж о музыкальной части, могу порассуждать вволю. Помню, какое удручающее впечатление произвел на меня в прошлом году творческий вечер товарища Проститова. Программу, призванную отразить творческий багаж скопленный композитором за 24 года, составляли, в основном, гимны муниципальных районов и различных организаций. Количество узнаваемых по творчеству других композиторов мелодий, мягко скажем, просто удивляло. Поскольку О.Проститов является ведущим композитором в крае и даже председателем Красноярской организации Союза композиторов России, это заставляет задуматься об уровне этой самой организации. Во всяком случае, музыка к новоиспеченному спектаклю просто восхищает своей невыразительностью. Думаю, что, говоря об эксперименте, режиссер имел в виду явно не музыкальную его часть. Но тогда какую же?

Боюсь, что ни в режиссуре, ни в актерстве даже самый благосклонный зритель не смог бы обнаружить ничего более или менее новаторского. Напротив, все в спектакле буквально пронизано всевозможными штампами – отработанные годами жесты и заученные до механизма опереточные аффектированные интонации. Где-то я уже все это видела… Ах, да! Незабываемое «Ретро» из репертуара этого же театра. Та же тема любви на пенсии. Только если в «Ретро» идет борьба престарелых дам за сердце и руку старичка, взятого детьми из деревни, то в новом спектакле уже представлен целый Дом ветеранов сцены, где почти те же самые персонажи разыгрывают свои сердечные баталии у скверно изображенного пруда.

Надо сказать, что художественное оформление спектакля тоже не наводит на мысли о чем-то оригинальном. Фантазия художника Евгения Алтынова сконцентрировалась на сине-желтых красках, передающих не то осень в стиле детской книжки-раскраски, не то лето в аномальной зоне. Честно говоря, цветовая гамма и убогость оформления начинает раздражать глаз уже к середине первого действия.

Единственное, что с большой натяжкой можно было бы назвать «новым» в этой постановке, это появление на сцене «нового русского», роль которого в спектакле исполнял молодой актер театра Валерий Бурдик. Хотя, как будто взятый из примитивного анекдота, персонаж в сюжетной канве выполнял по большей части репризную функцию.

Я не буду дальше разбирать увиденное по косточкам – мне откровенно не понравилось. И, более того, я удивлена, что театр, обладающий неплохой актерской труппой, с которой, как показала недавняя постановка В.Гурфинкеля (спектакль « С любовью не шутят»), можно делать интересные современные спектакли, топчется на месте, застыв годах примерно в шестидесятых. Неужели все понимание новаторства у художественных руководителей нашей музкомедии сводится лишь к введению на сцену бандитского элемента? А как же поиск новых средств выразительности, попытки по-новому осмыслить сценическое пространство, освоение новых музыкальных стилей? Видимо, я говорю о высшей математике… Вот и появляются штамповки, рассчитанные на непритязательного зрителя.

Что скрывать, я не являюсь поклонницей театра музкомедии в том виде, в котором он существует сегодня, хотя стараюсь быть объективной, насколько это возможно в жанре, рассчитанном именно на личностное восприятие. Именно поэтому я не буду анализировать актерскую игру, которая была целиком и полностью отдана на откуп режиссерскому вкусу. Интересных работ, с моей точки зрения, в спектакле не было.

А что касается юбилейного сезона, то мне очень хочется, чтобы последующие постановки рассеяли мой скепсис. Хотя без смены художественного руководства театра, боюсь, это невозможно.

Кристина Штучкина

Рекомендуем почитать