Сенаторы готовят закон прогнозов
На прошлой неделе в Красноярске состоялось выездное заседание сразу двух комитетов Совета Федерации — по делам Федерации и региональной политике и по бюджету. Сенаторы обсудили роль бюджетных инвестиций в социально-экономическом развитии территорий и уверили, что не будут оптимизировать расходы на проект освоения Нижнего Приангарья.
Нюансы инвестиций
Председатель комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике
признался, что бюджетное инвестирование по многим проектам сегодня будет оптимизировано и тем не менее нужно попытаться найти пути выхода из кризиса. В конце заседания он признался — будет не против, если красноярцы посоветуют, как не останавливаться и продолжать развивать инвестпроекты. Вместе с тем он не отрицает, что отсутствие согласованной стратегии инвестиционного развития мешает российским регионам добиваться более эффектных результатов.
- Больная точка — нестыковка планов развития территорий и отраслевых стратегий, — отметил Алтынбаев.
Он даже предположил, что для решения этой проблемы в стране должен появиться закон о прогнозировании и социально-экономическом развитии. Правда, сенатор не назвал, готовится ли такого рода документ и каким критериям он должен соответствовать. Лишь отметил, что «закон должен учитывать все эти нюансы».
Алтынбаев не открыл Америки, рассказав, что несвоевременное финансирование оказывает негативное воздействие на качество исполнения проектов: «Не буду расшифровывать, но это очень плохая практика. Многие помнят, как в советские времена мы занимались строительством и вопросы освоения стояли на первом месте. К сожалению, у нас сейчас тоже есть примеры, когда субъект использует собственные средства, а накануне Нового года мы получаем деньги, чтобы рассчитаться. Это не совсем правильно».
Кроме того, сенатор отметил, что все регионы должны быть равны перед «лицом» федерального бюджета.
Отдельно Алтынбаев рассказал о региональном инвестиционном фонде: «Процедура отбора проектов, финансируемых за счет этого фонда, достаточно сложна. Сегодня финансируется всего 53 проекта, хотя субъектов 83. Это говорит о том, что многие не дошли. Входной билет в этот фонд очень дорог, второе препятствие — высокий процент софинансирования самими субъектами. Да, девять субъектов в стране способны себе позволить это. Но ведь есть и те, кто не способен».
Спикер Заксобрания Красноярского края Александр Усс высказал опасения насчет сворачивания крупных инвестпроектов. По его словам, именно такие проекты могут стать локомотивом, который выведет Россию из кризиса. Кроме того, только консервация потребует громадных затрат, не говоря о технологических сбоях и социальных проблемах.
- Сегодня мы должны говорить не о сворачивании этих проектов, а о более экономном использовании средств, — подчеркнул Усс.
Он рассказал и о диспропорции в федеральном и региональном финансировании. В качестве примера Усс взял СФУ. В будущем году край планирует выделить около 1 млрд рублей на развитие университета, однако Федерация планирует сократить расходы до 500 млн рублей.
- Речь идет о федеральном проекте. И такое соотношение непонятно нашим людям. Причем таких примеров можно привести несколько, — отметил Усс.
Некоторые участники заседания согласились с такими доводами. Не секрет, что большая часть средств инвестфонда идет в европейскую часть России. Красноярский край в этом смысле является исключением. В чем причины такой диспропорции? Эксперты связывают это с низким качеством подготовки документов со стороны регионов. Однако почему Минэкономразвития попросту не поможет субъектам с подготовкой?
Лес останется за нами
Председатель правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов поделился со всеми присутствующими информацией о ходе реализации проекта освоения Нижнего Приангарья. Напомним, именно этот проект в свое время одним из первых получил поддержку инвестиционного фонда. Его общая стоимость на начальном этапе оценивалась в 214 млрд рублей. При этом объем госинвестиций превышает 34 млрд рублей.
По словам Акбулатова, принять решение и начать строительство — только полдела. На самом деле сложности возникают в процессе. Сегодня большие вопросы вызывает подготовка ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Ценнейшую ангарскую сосну попросту складируют вдоль лесовозных дорог. Дело в том, что территория является федеральной собственностью, соответственно, краевые власти не имеют права заниматься реализацией леса. Алтынбаев уверил Акбулатова, что этот вопрос будет решен, а Совет Федерации предпримет все меры, чтобы не допустить уменьшения финансирования этого проекта.
После заседания осталось больше вопросов, чем ответов, однако начало положено, и, возможно, вскоре диалог между регионами и Федерацией будет вестись на более понятном языке.
Вячеслав НОВИКОВ, заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету:
- В этом году на федеральные инвестиции регионам запланирован 821 млрд рублей. Казалось бы, ситуация замечательная. Но мы с вами прекрасно понимаем, что осенью пройдет еще одна оптимизация бюджетных расходов. В первую очередь она затронет финансирование целевых федеральных и инвестиционных программ. Заявления и предложения федеральной исполнительной власти не должны расходиться с делом.
В послании президента, например, особое внимание уделяется развитию космической программы, хотя в то же время финансирование космодромов сокращено на 63,4%. Хотелось бы понимать, каким образом эти вещи связаны.
Мы видим, что объемы бюджетов в части федерального финансирования регионов сокращаются. В среднем это минус 15 процентов. Промышленно развитые регионы теряют до 30%, хотя есть примеры и половинных потерь, как в Кемеровской области. Депрессивные регионы при этом растут. При принятии решений по инвестированию нужно учитывать эту ситуацию и неким образом классифицировать регионы.
Мы знаем, как изменялась ситуация с инвестиционным фондом. Федерация планировала 156 млрд рублей, но вы знаете, что он сократился в 2009 году до 77 млрд рублей. При этом, если правительству становится трудно, оно может потратить средства фонда, но вовсе не на цели инвестирования.
Когда мы смотрим, как происходит оптимизация, все выглядит достаточно занятно. Получается, что Минфин раздает распорядителям задания по оптимизации, но не следит за их исполнением. В результате это приводит к таким примерам, как сокращение программы по модернизации транспортной системы на 38%. Депутаты Госдумы, конечно, добавили финансирования. Но в общем такая ситуация приводит к непрозрачности системы. Хочется понять, кто следит за исполнением концепции. По идее это должен быть Минфин, но выполняет ли он эту функцию или оставляет на откуп?
Андрей СИДЕЛЬНИКОВ, «Вечерний Красноярск»