Главная
>
Статьи
>
Джей-под, Дуглас Коупленд

Джей-под, Дуглас Коупленд

07.07.2009
3

Джей-под, Дуглас КоуплендДуглас Коупленд - пафосный, лживый, много о себе возомнивший урод. Он без зазрения совести вешает лапшу на уши как своим читателям, так и всем, кого он встречает, он бесцеремонно вторгается в чужие жизни и считает себя вправе судить их. Он вечно появляется в самых неподходящих местах и говорит самые неприятные вещи, но при этом каким-то странным образом всё равно всех в результате спасает.

Примерно в таком виде Дуглас Коупленд появляется в романе Дугласа Коупленда «Джей-под». В качестве одного из второстепенных, но важных героев - на него в результате завязываются чуть ли не все основные линии, в том числе и финал. Смешной получается приём - Коупленд тут выводит одновременно очень желчный и ироничный автопортрет (построенный, как говорят, на том, что пишут о нём самом, если поискать через Google) и в то же время берёт на себя функции deus ex machina, Бога из машины, разрешающего в последний момент все сложности (что смешно вдвойне, ибо кто, как не сам писатель традиционно исполняет эту функцию?) Герои же «Джей-пода» всю дорогу относятся к Коупленду с ехидной иронией - роман, собственно, и начинается с фразы «Господи... мы как будто сбежали из романа Дугласа Коупленда». «Джей-под» - это отдел программистов в огромной империи по производству компьютерных игр; называется он так потому, что из-за дурацкой ошибки в программе по подбору персонала в нём работают только люди с фамилией на букву «Джей».

Точнее, «работают» - не совсем верное слово. Они изобретают безумные квесты, спорят по самым невообразимым поводам и соревнуются, кто быстрее найдёт лишнюю цифру в первом миллионе числа «пи» или первым купит через eBay настоящие орехи колы - любая затея подойдёт, лишь бы отсрочить работу. К тому же их всех параллельно отвлекает личная и семейная жизнь - одного одолевает детство в лесбийской коммуне, где все столь яростно самовыражались, что он сменил имя на «Джон Доу», другой собирает вокруг себя вещи, сделанные исключительно из съедобных материалов, третья спит с каждым представителем мужского пола, который попадётся ей на пути. Главному герою, Итану, веселее всех - его мама выращивает марихуану, его папа актёр-статист, путающийся с юными девицами, его брат торговец недвижимостью, связавшийся с крупным китайским гангстером, из-за чего в квартире героя периодически ночуют штук по двадцать нелегальных мигрантов. Плюс к тому он влюбился в новую сотрудницу «Джей-пода», которая его, кажется, терпеть не может.

Коупленда, как одного из первых авторов, вслух заговоривших о «поколении икс», явно продолжают волновать всяческие поколенческие штуки. В «Джей-поде» он пытается нащупать портрет поколения, пришедшего на смену «иксерам» - тем, кто вырос на видеоиграх, комиксах и японских мультсериалах по телеку, кто пытается взрослеть в эпоху всеобщего Интернета, для кого ответ на любой вопрос заключается в магическом слове «Гугл». Они фантастически, невероятно умны, в их мозгах скопилось огромное количество информации - но просто потому, что они привыкли пропускать через себя куда большее; они относятся практически ко всему в жизни с отстранённой иронией, будто эти события происходят не с ними самими, а с героями видеоигры, в которую они как раз рубятся. Причём в «Джей-поде» среди прочего проскакивает и такая интересная фишка - как старшее поколение этих ребят, занятое вечным собственным самоопределением, становится не столько опорой для своих детей, сколько чем-то совершенно обратным. 

Роман о людях, чьё мышление действует, как густая сеть перекрестных ссылок, Коупленд пишет соответствующим образом - расслаивая повествование на отдельные блоки, вставляя какие-то списки, распечатанные из инета странички, импровизированные потоки сознания, и так и так далее, создавая вязкую, нашпигованную всем подряд картину бытия современного молодого человека, который буквально тонет в бесконечном море информации. И, знаете, коуплендовский роман - смешной, энергичный, ёрнический, изобилующий невероятными поворотами, встречаемыми героем с неизменным едва слышным стоном «ну что ещё?» - очень похож на правду. Даже при наличии в нём закапывания трупа, поездки в Китай для спасения подсаженного на героин бывшего начальника, клепающего подошвы на фабрике поддельных «Найков», мировой известности в Интернете благодаря номеру в караоке, откапывания трупа и многого, многого другого.

«Лас-Книгас»Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru

 

Дж. Стомпер

Рекомендуем почитать