В этом выпуске мы вновь встречаемся с председателем Общества защиты прав потребителей Михаилом Михайловичем Шевцовым и вместе с ним разбираем наиболее характерные случаи нарушения этих самых прав. Настоящей изюминкой нашей беседы стала следующая история, которая при условии существования Хрестоматии Русских Жалоб могла бы войти в нее по праву.
В мировом суде Советского района на днях было выиграно дело против автостоянки на улице Дубровинского, 1, о взыскании материального ущерба, убытков и упущенной выгоды в пользу женщины, машина которой была повреждена на этой автостоянке. Женщина в январе оставила там свой автомобиль, он простоял около недели, и когда она пришла его забирать, то увидела, что машина имеет помятое левое крыло с повреждениями ребер жесткости. Внимательная гражданка обратилась за объяснениями к сторожу стоянки, однако тот сделал вид, что он ее не слышит. Тогда она обратилась в ГИБДД, там составили акт о происшествии и произвели оценку материального ущерба (вышло около 4500 рублей). Однако дальше события развивались с большим трудом - владельца автостоянки найти не могли, сторож успешно играл роль глухонемого, и что делать с актами и оценкой ущерба было не совсем понятно.
К счастью, женщина обратилась в Общество защиты прав потребителей. Во-первых, там ее научили, как обращаться с непонятливыми сторожами. Эта практика, кстати, может пригодиться и вам. Итак, если хотите что-то официально донести до сотрудника какого-либо предприятия - напишите это на бумажке, оставьте себе копию, а ему вручайте ваши требования при свидетелях, которые, в свою очередь, на вашей копии напишут, когда, где и кому был вручен оригинал заявления. Таким образом, пострадавшая вручила свою претензию, претензию Общества защиты прав потребителя, потом было доставлено исковое заявление в суд, затем повестка в суд, и, наконец, само решение суда.
Постановлено было взыскать с автостоянки в пользу гражданочки около 29000 рублей (стоимость материального ущерба, судебные расходы, экспертиза и упущенная выгода пострадавшей, поскольку во время судебных разбирательств она не имела возможности работать). Теперь дело за судебными приставами, которые на днях должны наведаться к директору автостоянки.
Для наших автолюбителей, да не только для них, это очень хороший пример того, как правильно себя вести в подобных неприятных ситуациях. Если кто-то не хочет вас слушать - общайтесь с ним через бумажку и свидетелей. Иначе вы будете плясать под их дудку, и никакого результата такое общение не принесет.
И последнее, что касается автостоянок - имейте в виду, что их деятельность регламентируется Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными Правительством РФ. Требуйте от персонала стоянок полного соответствия этим правилам, не позволяйте им относиться спустя рукава к своим прямым обязанностям, одним словом - будьте бдительны!
Чтобы своевременно и адекватно реагировать на возрастающий поток жалоб, Обществом защиты прав потребителей была организована экспертиза потребительского качества товаров, которая может устанавливать причины их недостатков. Экспертизе подвластны обувь, швейные изделия, электробытовые товары, радиотехника, телевизионная техника, компьютеры, сотовые телефоны и автомобили (оценка не их стоимости, а причин неисправности).
Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Михайлович Шевцов также особенно отметил, что весь последний год очень тяжелая ситуация складывается с сотовыми телефонами, скопившихся на них жалоб уже больше сотни, и количество продолжает расти.
Как обычно рассматривается жалоба на неисправный телефон?
Продавец отправляет недовольного покупателя в гарантийную службу и после этого забирает телефон на заключение, которое звучит обычно так - телефон в процессе эксплуатации упал в воду, потому что в корпусе обнаружены следы влаги. Очевидно, что после такого заключения становится сложно говорить о замене или бесплатном ремонте аппарата.
Так вот теперь каждый желающий может обратиться к экспертам, которые непредвзято и добросовестно разберутся, в чем причина поломки, и кто в ней виноват. Экспертиза платная, например, за один сотовый телефон вы заплатите около 600 рублей, в зависимости от времени и усилий, затраченных на выявление причин. В случае вины продавца эти деньги возвращаются к вам, это предусмотрено законом.
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что отдавать продавцу свой сотовый телефон и другую бытовую технику без расписки ни в коем случае нельзя (а такие случаи были, и не раз). Каждое ваше телодвижение должно описываться бумажкой с непременной печатью и подписью работающего с вами сотрудника фирмы. Только так можно впоследствии восстановить точную картину ваших злоключений.
И, наконец, если неисправную вещь все же берут в ремонт, то имейте в виду, что если гарантийная мастерская не указала его срок, то в соответствии со статьей 314 Гражданского Кодекса, этот ремонт должен быть сделан в разумный срок, который той же статьей трактуется как семь дней. Если мастерская не укладывается в этот срок (либо в срок, оговоренный отдельно), в действие вступает неустойка, и за каждый день просрочки начисляется пеня.
Не позволяйте нечистоплотным продавцам водить вас за нос, аргументировано бейте им по рукам буквой закона, а за поддержкой в этом нелегком деле смело обращайтесь в Общество защиты прав потребителей, которое располагается по адресу ул. 9 Января, 26а, тел. 27–68–69.
Материал подготовил Олег Мельников