Blondie
«The Curse of Blondie»
Sony Music, 2003
Воссоединившись в девяносто девятом, чтобы записать средней успешности альбом «No Exit», американские поп-рокеры вновь надолго замолчали. Поэтому нет ничего удивительного, что этот диск поклонники встретили весьма настороженно. И лучшим доказательством того, что ожидание того стоило, служат типовые отзывы поклонников на выход «The Curse of Blondie»: «Очень хорошо, похоже на …» — и вот здесь каждый вставлял называл своего любимого альбома. Таковы Blondie: постоянно изобретая новое звучание, они никогда не теряют собственного стиля. Стиль этот чертовски привлекателен — в каждом аккорде на «The Curse of Blondie» — очень разнообразном мелодически (от «боевика» «Shakedown», открывающего диск, до нежной гитарной баллады «Hello Joe»), лиричном ровно до той границы, за которой лиричность переросла бы в слезливость, драйвовом ровно до того предела, где драйв мешал бы лиричности — одним словом, замешанном на точном природном чувстве того, как надо делать музыку, которая, что называется, «пробирает». Плюс к этому - нестареющая Дебора Хэрри и её внешне наивно-нежный и внутренне сильный голос. Плюс — Крис Стейн, гитару которого с удивлением опознаёшь каждый раз, когда возникает вопрос «да как же они это сыграли»?
Я не возьмусь утверждать, что «The Curse of Blondie» получился лучшим альбомом группы, но то, что стал одним из самых ярких поп-рок альбомов текущего года, бесспорно. Вот теперь возвращение «Blondie» на сцену действительно состоялось.
Mogwai
«Happy Songs For Happy People»
PIAS Recordings, 2003
Прежде чем говорить о четвертом студийном альбоме модной шотландской рок-команды Mogwai, необходимо сказать несколько слов о жанре experimental-rock как таковом, дабы ввести вас в контекст. Давних поклонников творчества Mogwai прошу следующий абзац пропустить.
Есть музыканты, работающие в жанрах, где мессадж завязан на ритмику (исполнитель Funkstar DeLuxe, коллектив Audio Bullys). Есть — где на мелодику (коллектив «Неприкасаемые», исполнитель Энни Ленокс). А бывают такие, у которых для первого не хватает усидчивости, а для второго — таланта. Они, в зависимости от того, есть ли у них дома гитара, становятся либо рокерами-эксперименталами, либо электронщиками-авангардистами. Первые размеренно возят по электрогитаре собственными лодыжками (коллектив Nirvana, коллектив Mogwai), вторые же садят любимую женщину на клавиатуру синтезатора и играют с нею в ладушки (коллектив Scanner, исполнитель Apex Twin).
В сущности, теперь вы имеете о «Happy Songs For Happy People» исчерпывающее представление: неизменно скучные гитарные запилы, партии струнных, пропитанные трагизмом, знакомым каждому воспитаннику музыкальной школы по классу виолончели, замороженные ударные и редкие попытки усилить напряжение композиции выкручиванием ручки громкости на режиссёрском пульте.
Альбом, в зависимости от вашего темперамента, либо «на один раз», либо на закольцованное воспроизведение до самого, не слишком удалённого, момента вашей смерти.
Iggy Pop
«Skull Ring»
Virgin Records, 2003
Так, извините, сохраниться на тридцать четвёртом году творческой карьеры дано не каждому. Первая группа Игги — «Stooges» успела не только распасться, но и в лучших традициях частично воссоединиться через тридцать лет, панк-рок успел вырасти, расцвести и практически опасть, а его своебразному «отцу» всё как с гуся вода. «Skull Ring» создан абсолютно разношерстным составом: «Little Electric Chair», «Skull Ring», «Loser» и «Dead Rock Star» Игги писал с Роном и Скотом Эштонами из «Stooges»; «Little Know It All» — при участии Sum 41. На «Perverts In The Sun» и «Here Comes The Summer» играют не менее легендарные, чем сам Игги Поп, «Green Day»; отметились на альбоме также «Peaches» и «The Trolls». Неудобоваримая окрошка? Отнюдь: цельный и ужасно зажигательный альбом (на моё мнение равнодушного в целом к панк-року человека можете положиться). Ибо есть стержень, который держит на себе всё это великолепие - нестареющий Игги со звонкостью двадцатилетнего в голосе и с цинизмом шестнадцатилетнего в текстах. Всем ценителям классического панк-рока (альбом по звучанию, как вы уже поняли, вполне классический и для Попа, и для остальных команд) — безусловная рекомендация.
Benny Benassi/The Biz
«Hypnotica»
Energy Production, 2003
Интересно наблюдать, как ди-джей, имеющий за плечами один-единственный, пусть и весьма успешный, сингл, уже кого-то, судя по обложке диска, «presents». Тем не менее, тридцатипятилетнему миланцу удалось отработать с дуэтом The Biz вполне достойно. Неожиданно достойно. Сингл «Satisfaction», царивший этим летом на европейском танцполе, особого энтузиазма у меня не вызвал: пусть это техно, пусть это даже «гипно-техно», но бесконечные повторения нисколько не трансформирующихся сэмплов просто скучны. Однако «Hypnotica» преподнесла в этом плане немало приятных сюрпризов. Вокал Пола Френча и Виолеты, стоящих за названием «The Biz», очень неплохо подходит, даже при минимальной обработке, к трансово-техногенному стилю Бенни Бенасси. Да, собственно, и сам Бенни на четырнадцати треках альбома ушёл очень далеко от однообразия «Satisfaction». Незаметно, но неуклонно меняющееся звучание, минимализм и при этом вполне ощутимая «полнота» треков. Не знаю, загипнотизирует ли вас этот альбом (возможно, название давалось в расчёте на непрерывное семичасовое воспроизведение), но разочарованием он станет вряд ли.
Александр Розенбаум
«Странная жизнь»
Квадро-диск, 2003
Для начала — немного официоза от студии «Квадро-диск».
Свое последнее творение с философским названием «Странная жизнь» Александр Розенбаум посвятил 300-летию Санкт-Петербурга. … В него вошло 14 новых композиций, записанных с симфоническим оркестром и привлечением новейших компьютерных технологий. Александр Розенбаум не ушел от своего фирменного стиля, а лишь осовременил, сделав его еще более привлекательным для самой разной публики. Неизменным осталось то, что в каждой своей песне Александр Розенбаум пронзительно правдиво, искренне и с громадным музыкальным мастерством… и т.д.
Вы, думаю, обо всём уже догадались. Если в двух словах, то посредственный бард Александр Яковлевич Розенбаум решил реанимировать свою популярность, записав альбом в стиле «жвачка с применением симфонического оркестра». Если раньше само понятие «аранжировочные решения» было к его творчеству неприменимо, то на свежем альбоме… на свежем альбоме вы, впрочем, их тоже отыщете с трудом. Трудно называть аранжировками помпезные завитушки, совершенно забивающие оригинальное звучание каждой композиции. Повторился анекдот с фальшивыми ёлочными игрушками, которые, как известно, большущие, пёстрые, блестят, но радости не приносят. Забавно, но и без того «богатый симфонизм» своего нового альбома Розенбаум пытается ещё более усилить (а может, заглушить, не знаю) дополнительной звукорежиссурой в виде шумовых эффектов, интермедий и послесловий. Результат по звучанию больше всего напоминает русское переложение средней руки американского мюзикла (хотя смысловой связи между песнями «Странной жизни» и нет). Результат тем более обидный, что на альбоме присутствуют две изначально очень хороших (что для свежего Розенбаума — почти невероятно), но безбожно испорченных песни: «Мы живы» и «Незваный гость». Когда он всё-таки начнёт петь их под гитару — известите, пожалуйста, меня.
Увидимся. Музыки ещё много.
Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31