Главная
>
Статьи
>
Так быть или не быть? Быть!

Так быть или не быть? Быть!

11.01.2010
12

Наталья КрымоваЕсть книги, которые лишают сна. И даже когда наутро куча дел и забот, просто невозможно оторваться от чтения. Такой книгой для меня в свое время стала «Любите ли вы театр?» Натальи Крымовой. Человека, к книгам которой я то и дело возвращаюсь.

Недавно у себя в блоге я озвучила проблему практически полного отсутствия сегодня театральной журналистики в Красноярске. И услышала вопрос, за что воюю лично я на этом выжженном поле. Позволю ответить себе словами Натальи Анатольевны Крымовой. К сказанному ею ни добавить, ни убавить.

«...Мы идем домой, посмотрев «Гамлета». О чем мы думаем — о театре? О жизни? О себе? Ведь если вопрос «быть или не быть», произнесенный со сцены, заставил нас думать — значит, он встал как вопрос и перед нами тоже. Так как же — быть или не быть?

Я люблю театр за эту его способность — исподволь работать над человеческим сознанием. Не давать ему погружаться в лень, тормошить и беспокоить слишком спокойных. Зритель может и не подозревать о такой своеобразной работе театра — он, зритель, ждет удовольствия и новых впечатлений. Он сидит в зале, смотрит на сцену, а между тем некая сила уже вступила в его внутренний мир и что-то там уже сотворила. Это сделал талант актера, драматурга, режиссера.

Я люблю театр за то, что он дал мне возможность увидеть вблизи, что такое творчество и что такое талант. Он дал поверить, что существуют моменты высокого человеческого единения. В театре, где многое — выдумка, именно эти моменты есть драгоценная и главная реальность.

Говорят, критик должен быть беспристрастным. Признаться, мне кажется, что в критике беспристрастности вообще нет и быть не может — даже у тех, кто уверен, что ею обладает. Зачем отказываться от своих художественных привязанностей и вкусов? Не лучше ли позаботиться о том, чтобы эти привязанности были глубокими, серьезными, а вкус — безукоризненным? И то и другое — в возможностях человека, так не лучше ли именно на это направить усилия души, ведь критик, как и актер, должен думать о «работе над собой»...

Театр способен не только вызвать любовь, но и оттолкнуть от себя, разочаровать. Мне всегда казалось, что в чувстве разочарования, если уж оно возникло, имеет смысл разобраться. Оно не бессмысленно и не бесполезно, это чувство. В нем человек по-своему выражает себя в общении не только с искусством, но и с жизнью.

Например, всегда отталкивают цинизм, пошлость. Но ведь они малопривлекательны не только в театре, но и в жизни. Или — рутина, косность. Разве в жизни они менее опасны, чем на сцене? Так что все зависит от отношения человека к неприглядным явлениям. Важно, любя театр, не путать в нем хорошее с плохим. Между прочим, это только кажется простым. На самом деле, тут нужны вкус, опыт и — мужество".

Всем искренне любящим театр рекомендую эту книгу.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать