Главная
>
Статьи
>
Вторник (работа над ошибками): Лишние запятые

Вторник (работа над ошибками): Лишние запятые

11.11.2003
0

Недавно в наших новостях промелькнуло такое предложение: «После минутной беседы с одним из лидеров норильских коммунистов Арабом Шамсадовым, мэр покинул место сбора трудящихся». Здесь содержится ровно одна ошибка — лишняя запятая перед словом «мэр».

Однако подобные ошибки люди допускают не так уж редко. В основном лишние запятые появляются в текстах, написанных школьниками, хотя нередки они и у людей, которые в детстве недолюбливали занятия по русскому языку и литературе. Основная трудность, связанная с этим типом ошибок, состоит в том, что они не описаны правилами, справочниками и пособиями - ученые-филологи, вероятно, полагают, что здесь и так все должно быть понятно. Кроме того, с точки зрения синтаксиса случаи употребления лишних запятых достаточно трудно классифицировать — их ставят и между подлежащим и сказуемым, и после распространенных определений, дополнений и обстоятельств (как в приведенном выше примере), и в других ситуациях. Если бы автор этой рубрики был немного более безграмотным, он мог бы написать так: «Недавно в наших новостях, промелькнуло такое предложение…» или так: «Кроме того, с точки зрения синтаксиса, случаи употребления лишних запятых…»

У этих лишних запятых есть одно общее свойство: они появляются на границе смысловых частей предложения — темы и ремы. Тема — это то, о чем говорится в предложении, рема — то, что сообщается о теме. Например, в приведенном выше примере часть «после минутной беседы с одним из лидеров норильских коммунистов Арабом Шамсадовым» является ремой, а «мэр покинул место сбора трудящихся» — темой. Граница между темой и ремой обычно выделяется интонацией, поэтому у пишущего часто возникает желание поставить в этом месте запятую, которая здесь не нужна — таковы нынешние правила.

Кстати, этот пример показывает, что полагаться на интонацию, с которой произносится предложение, при расстановке знаков препинаний можно далеко не всегда — а именно это и делают те, кто предпочитал прогуливать в школе занятия по русскому. Но, с другой стороны, что остается делать, если правил не знаешь, а пользоваться справочниками так лениво?

Алексей Непомнящий

Рекомендуем почитать