Главная
>
Статьи
>
Михаил Котюков: «Для края последних лет характерно движение на опережение»

Михаил Котюков: «Для края последних лет характерно движение на опережение»

02.04.2010
7

Красноярское присутствие в Москве усиливается. Заместитель председателя правительства края — министр финансов Михаил Котюков принял предложение главы российского Минфина. Переезд красноярского чиновника в столицу — дело ближайшего будущего. Краевыми финансами он руководил с 2007 года, но и раньше имел самое непосредственное отношение ко многим реформам, связанным с финансовой, бюджетной сферой. Перед отъездом мы попросили Михаила Котюкова рассказать о том, что сделано в крае в последние годы.

Движение на опережение

Михаил КотюковВопрос дежурный, но в данном случае вполне уместный: как вы оцениваете результаты своей работы в крае?

Самому себя оценивать было бы не совсем правильно, пусть меня оценивают другие. Если говорить о внутренних ощущениях, есть чувство удовлетворения от того, что успел сделать, и сожаления по поводу того, что что-то не успел. Очень многие проекты сегодня в начальной стадии, мы их только запускаем. Могу сказать, что и сейчас я продолжаю их вести, не теряя интенсивности и не снижая собственных усилий.

Назовите наиболее значимые, с вашей точки зрения.

Среди глобальных — проект перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму. Один из элементов электронного правительства. На днях подписано распоряжение о создании рабочей группы, которую возглавил я. Тема очень интересная и перспективная. Она продолжает все, что мы раньше начинали в направлении открытости, гласности, доступности власти обществу.

Еще один проект — эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, мы его запустили и уже фактически получили итоги реализации за первый квартал. Самое главное — то, что в коллективах есть понимание и та же самая открытость в оценке показателей, используемых для начисления заработной платы, — это очень важно. Вот эти проекты наиболее содержательны. Есть ряд других. Все они запущены и работают. Нет тем, которые мы задумали — и не смогли реализовать.

Были случаи, когда по каким-то причинам что-то из задуманного запускалось не так, как планировали, — не в те сроки, не в том формате?

Новую систему оплаты труда бюджетников мы хотели запустить в 2009 году, и для этого были предусмотрены деньги в бюджете. Но резкое снижение доходов бюджета в силу известных причин потребовало от нас пересмотра стартовых сроков. В результате сначала уменьшили формат, перевели проект в режим эксперимента и отложили на год его запуск. Не стал бы говорить, что это плохо. Скорее, наоборот, время расставило все по своим местам и показало, что более оправданно, когда мы идем в режиме эксперимента и предлагаем участвовать в нем всем, кто готов, а не пытаемся заставить всех единовременно переходить на новую систему оплаты труда. Экспериментальный режим позволяет обнаружить мелкие недоработки и в ручном режиме их довести.

Еще пример — трехлетний бюджет. В 2008 году мы рассчитывали его на 2009, 2010 и 2011 годы. Технологии отработали достаточно эффективно, и по форме документ получился хороший. Но существенно изменилось содержание, и мы отчетливо понимали, что в таком виде нет смысла его дальше сохранять. Поэтому «ушли» 2010 и 2011 годы, бюджет 2009-го мы в ручном антикризисном режиме довели до завершения, он выполнен на сто процентов. Я считаю это одним из хороших показателей нашей работы в прошлом году. Сейчас снова утвержден трехлетний бюджет — на 2010-2012 годы. Могу сказать, что практика трехлетнего бюджетирования в крае отработана.

Вы говорите только о краевом уровне или новая технология коснулась и муниципалитетов?

Коснулась, конечно. Многие муниципальные образования сегодня работают по этой же технологии.

Для того чтобы перейти к такому бюджетированию, была проведена серьезнейшая работа по трехлетним ведомственным программам. Каждое министерство края сегодня имеет свою ведомственную программу. То есть план действий, ключевые задачи, ключевые показатели для оценки эффективности деятельности на три года. Эта работа будет продолжаться, трехлетний горизонт — абсолютно не предел, мы сегодня уже думаем о пяти-, семи-, десятилетнем планировании.

Край в этом отношении уникален в России?

Михаил КотюковКрай реализует федеральные задачи. Начиная с 2003 года все федеральные реформы мы старались проводить на шаг впереди других. Например, реформа межбюджетных отношений в крае началась в 2004 году, а в целом в России новая система межбюджетных отношений стала обязательной с 2006 года. Реформу бюджетного процесса мы провели в 2006-2007 годах, к сегодняшнему дню наработали опыт, мы закрепили его и переходим к следующему уровню. А для всех российских регионов новые требования становятся обязательными только начиная со следующего года. То, что мы 2009 год прошли, не нарастив долги в бюджетной сфере, не сорвав ни одного проекта, считаю результатом своевременности реформ.

Еще раз повторю, для края последних лет характерно движение на опережение, на шаг, а то и на два впереди. И мы стараемся оставаться площадкой, где все нововведения отрабатываются качественно. Площадкой общефедерального уровня и значения.

То, что край получил международные кредитные рейтинги, тоже следствие такого движения?

Безусловно. В 2007 году Красноярскому краю впервые присвоили международные кредитные рейтинги, и вот три года мы их поддерживаем. Прошлый год был годом испытаний — несмотря на это, мы все рейтинги сохранили. Правда, в конце 2009 года одно из рейтинговых агентств пересмотрело свой прогноз — это было связано с тем, что бюджет 2010-2012 годов был принят со значительным дефицитом. Среди регионов России мы, по оценке агентств, на четвертом-пятом местах, не ниже. Ну и далеко не все имеют сразу три рейтинга — это означает, что мы открываемся трем разным методикам оценки и результат одинаково высокий.

Игроки одной команды

Легко ли быть экспериментатором?

Это очень интересно! Сначала идет эмоциональная реакция на что-то, а потом, когда эмоции уходят, остается сухой остаток. Так было практически со всеми проектами, которые мы реализовывали. Изначально был азарт, мы загорались и активно входили в проект, на этом азарте преодолевали первые, наиболее тяжелые дистанции, фиксировались — и дальше начинали работать. Наступало осознание, начиналась рефлексия, анализ результатов — и в итоге мы могли со спокойным состоянием души дорабатывать проекты. Это дает нам право говорить сегодня, что у нас позади — богатый опыт. В то время как многие только думают — как к этому приступить? Мы всегда старались действовать оперативно.

Кто был главным генератором азарта?

В первую очередь это исходило от Александра Геннадиевича. Он всегда старался настроить нас на прогрессивный, передовой формат мышления, на то, чтобы в крае реализовывались все приоритетные, ключевые проекты. И мы никогда не стеснялись предложить себя как пилотную площадку для федеральных идей. Где-то мы получали дополнительное финансирование, где-то действовали за счет собственных средств, считая, что такого рода начинания в любом случае в перспективе обернутся для нас позитивом.

Верно ли утверждение, что за время губернаторства Хлопонина социальная, экономическая, политическая ситуация в крае изменилась кардинально?

Мне кажется, верно. Но главное — что это движение сохранится. Главный наш тезис в работе — преемственность. Думаю, все, что начиналось при Александре Геннадиевиче, и дальше будет развиваться. Лев Владимирович — человек из команды Александра Геннадиевича. Сегодня он продолжатель всех начатых проектов. Он об этом четко заявил.

О Кузнецове говорят как о человеке, которому свойствен жесткий стиль руководства. Это может сказаться на изменении атмосферы в крае, в правительстве, на стиле принятия решений?

Он уже сказал, что сделает упор на контроль сроков выполнения принятых решений. В первых своих публичных выступлениях он говорил, что намерен требовать главным образом убедительного конечного результата. Нет сомнений: как эффективный управленец, он сумеет обеспечить, чтобы его требования выполнялись.

Эффективность работы губернатора и команды, мне кажется, во многом зависит от общей атмосферы в регионе. У нас есть политическая, экономическая элита?

Михаил КотюковЧто в крае есть точно — консолидация сил. Политических, экономических, общественных. Это отмечаем не только мы, находясь здесь, внутри. Важнее, что это отмечают международные рейтинговые агентства, которые приезжают к нам вот уже четвертый год. Высокие рейтинги — следствие в том числе и этой консолидации.

Первые кадровые решения нового губернатора тоже укладываются в сложившийся контекст?

Абсолютно! Все они — в русле общего движения. Назначение первых заместителей губернатора, внесение кандидатур на другие посты — все в общей логике. Все подтверждает тезис о преемственности.

Вы по-прежнему считаете себя человеком команды Хлопонина?

Да, считаю.

И в Москве намерены взаимодействовать с ним?

Я уверен, что взаимодействие сохранится. У Александра Геннадиевича сейчас федеральные задачи, как заместитель председателя российского правительства он вправе ставить задачи перед федеральными исполнительными органами. Задача социально-экономического развития Северо-Кавказского округа — одна из приоритетных, и все федеральные министерства будут принимать участие в ее решении. Министерство финансов РФ — одно из первых.

Результат, а не процесс

По моим представлениям, ключевые фигуры в нынешнем краевом правительстве — это, с одной стороны, люди государственного мышления, с другой — те, кому свойствен во многом бизнесовый подход. Например, проектное мышление. Насколько продуктивен такой симбиоз?

В последние годы мы очень много говорим о принципах частно-государственного подхода в реализации инвестиционных проектов. Красноярский край — регион, который старается не только поддерживать, но и тиражировать эту практику. Нижнее Приангарье — пример такого партнерства, Ванкор — в меньшей степени, но тоже с участием и бизнеса, и государства. Там мы берем на себя расходы по содержанию аэропортового комплекса в Игарке, по господдержке, устанавливаем налоговые льготы на период окупаемости. Принцип частно-государственного партнерства может быть реализован, когда люди во власти понимают — как устроен бизнес. Когда они говорят с бизнесменами на понятном языке. Невозможно договориться, общаясь на разных языках. У нас стояла и стоит одна задача: повышения качества жизни, увеличения бюджетной обеспеченности территорий. Проекты, приходящие в край, увеличивают его экономический потенциал. Поэтому мы их поддерживаем.

Недавно на заседании комитета по экономической политике ЗС депутаты обсуждали итоги работы Счетной палаты по проверке эффективности использования средств господдержки инвестпроектов, в том числе по Нижнему Приангарью. В части контроля расходования бюджетных денег там есть нарушения. Получается, партнерство как модель — хорошо, но механизмы практической реализации все еще не отработаны?

Михаил КотюковКак в любом большом проекте, который при реализации не может опереться на накопленный опыт — опыта просто нет, — могут возникать проблемы роста. При реализации любого масштабного проекта неизбежны вопросы, требующие оперативного реагирования. Думаю, есть возможности повышения эффективности расходования государственных денег во всех направлениях. Нижнее Приангарье — комплексный проект, практики реализации подобных в новых экономических условиях просто нет. Не все вопросы могут быть урегулированы федеральным законодательством, иногда необходимо, не противореча законам, искать собственные решения по эффективному достижению конечного результата.

Вернемся к предыдущему вопросу. Чем еще бизнес может быть полезен власти?

Второй важный тезис — из бизнеса мы должны взять ориентацию на конечный результат нашей деятельности. Чиновник должен работать не ради процесса, а ради результата. Как в бизнесе: закончил проект — получил деньги. Именно на это мы должны переориентировать государственный, муниципальный аппараты. На это же направлены бюджетная реформа, перевод услуг в электронную форму, который предполагает разработку регламентов. Что такое регламент? Это когда поэтапно расписано — как я должен оказать услугу, сколько времени на это требуется, каким должен быть результат и так далее. Вот в перспективе принципы работы госаппарата должны быть именно такими. Зарплата чиновника должна зависеть от того, сколько он наработал. В перспективе это должно привести к изменению системы оплаты труда в госструктурах, социальных гарантий для чиновников. Проект электронного правительства будет решать именно эту задачу. В течение ближайших трех-пяти лет она должна быть решена.

Возвращаясь к теме разницы и общности в подходах: принцип должен быть один — как потребитель общается с коммерческим предприятием, требуя от него услуги за уплаченные деньги, так и с госорганом он должен общаться, требуя услугу в обмен на уплаченные налоги.

На муниципальном уровне много примеров использования таких же подходов?

Пока, к сожалению, не очень много. Но есть территории передовые, которые вместе с нами проводили бюджетные преобразования, меняли принципы работы аппарата. Это не только крупные города, есть и районы: Боготольский, Каратузский, Ермаковский, ряд других территорий, — там применяются как раз проектные принципы.

Новый уровень

Есть уже представление о содержании вашей работы в Москве?

Пока преждевременно об этом говорить. Предложение состоит из двух частей, окончательное решение должно быть принято в ближайшее время. Каким оно будет — пока не могу сказать: решение принимает министр.

Легко ли было согласиться на переезд?

Очень тяжело. С одной стороны, я понимаю, что это — очень высокая степень доверия. С другой — у меня никогда не было желания уезжать из края. И для меня, и для всей семьи это большой стресс, серьезное испытание. Но мы относимся к этому как к очередному этапу в жизни. Новый уровень общения, новый опыт, новые знания.

Много раз говорилось о том, что усиление присутствия «наших» в Москве — это новые возможности для лоббирования интересов края на федеральном уровне. Это не миф? Вы себя представляете в роли лоббиста?

Михаил КотюковДля себя я вижу задачу скорее в том, чтобы правильно просчитывать возможные последствия для региона, которые могут наступить в результате принятия тех или иных решений на федеральном уровне. Зачастую именно в этой части решения, принимаемые федеральным центром, не до конца просчитаны. Мы это нередко замечали. В последние годы регулярно менялось что-то во взаимодействии центральной власти и регионов, и оценка последствий центром, как правило, оказывалась каждый раз заниженной. Потом что-то менять бывает крайне сложно. Надо все честно считать и честно обсуждать.

Так что, независимо от того, в каком департаменте я буду работать, я намерен исходить из тех соображений, что решения необходимо принимать системно и тщательно прорабатывать в части возможных последствий.

Свое будущее вы связываете только с государственной службой? Возможен, например, переход в бизнес?

По внутреннему ощущению своему я никогда не видел себя в коммерческой структуре. Не знаю — почему, но так сложилось. В бизнесе я работал примерно год, и то это была дорожно-строительная организация, которая должна была участвовать в государственных подрядах. Пока не планирую каких-то резких перемен в образе деятельности. Хотя не исключаю, что смена места жительства может поменять и некоторые представления.

Политическую деятельность для себя не исключаете?

Жизнь будет ставить задачи — будем их выполнять.

Досье

Михаил Михайлович Котюков

Родился в 1976 году в Красноярске. С отличием окончил Красноярский госуниверситет. Трудовую деятельность начал в 1997 году, во время учебы в университете, в должности главного экономиста кредитного отдела Главного финансового управления администрации Красноярского края. В 1999 году был назначен начальником контрольно-ревизионного отдела Главного финансового управления администрации края.

В 2001 году возглавил финансовый отдел ОАО «Красноярскагропромдорстрой».

С 2002 по 2003 год работал в Главном управлении экономики и планирования администрации г. Красноярска в должности главного специалиста отдела анализа финансово-кредитных ресурсов и бюджетной политики, затем возглавил отдел инвестиционных ресурсов и экологии.

В 2003 году назначен заместителем начальника Главного финансового управления администрации края, в 2005 году — первым заместителем руководителя департамента финансов.

С марта по июль 2007 года работал в должности проректора по экономике и финансам Сибирского федерального университета.

С 2007 по 2008 год — заместитель губернатора края — руководитель департамента финансов администрации края.

В июле 2008 года назначен на пост министра финансов Красноярского края. С декабря 2008 года — заместитель председателя правительства — министр финансов края.

Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск», №12 (253)

Рекомендуем почитать