Агентство госзаказа толкнуло своих клиентов на преступление
Теперь в Красноярском крае есть своя площадка для проведения электронных торгов, созданная на базе агентства государственного заказа. Правда, свою работу она начала с нарушения. Да и само ее существование незаконно.
На подпись
Тем, что электронные торги зачастую не справляются с одной из своих основных задач — уменьшением злоупотреблений при выборе поставщиков для государевых нужд, — никого уже не удивишь. Вот и совсем недавно поданная в УФАС жалоба челябинской фирмы «БытОбувьСервис» никого особо не удивила бы. Если бы не одно но...
Компания решила принять участие в аукционе на право поставки ГУВД края ремней и другого снаряжения с ценой контракта 1,2 млн рублей. Как того требует процедура, «БытОбувьСервис» получила аккредитацию у оператора электронной площадки — агентства государственного заказа Красноярского края. Однако в закрытую часть сайта, предназначенную собственно для аккредитованных участников, ее так и не пустили — электронная подпись компании площадку почему-то не устраивала.
Как пояснили антимонопольщикам в агентстве, «в сертификате ключа компании «БытОбувьСервис» в разделе сведений об отношениях, при осуществлении которых документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение, указано «Использование в электронных торговых системах и в программном обеспечении, связанном с обменом электронных сообщений». Тогда как для допуска к торговой площадке агентства необходимо, чтобы подпись имела атрибут «Использование в электронной торговой площадке агентства государственного заказа Красноярского края».
— Уже одно только это требование, — рассказывает заместитель руководителя краевого УФАС Олег Харченко, — незаконно. Электронная площадка агентства не вправе устанавливать дополнительные ограничения на содержание подписи.
В обход системы
Но это лишь полбеды — сам факт существования подобной электронной площадки на базе агентства государственного заказа края является нарушением закона.
— Созданием электронных площадок для торгов занимается правительство РФ, — рассказывает Харченко. — Отбор производят государственные органы, уполномоченные правительством, — это Министерство экономического развития и ФАС России. И более того, ни один государственный орган в принципе не может быть оператором электронных торгов.
По сути, получается, что агентство госзаказа просто не имеет законных прав на создание собственной электронной площадки и объявление себя оператором.
— Уполномоченными органами, — продолжает Харченко, — с большим трудом были отобраны пять площадок. Сейчас в режиме эксперимента действуют лишь три. Остальные начнут работать только с 1 июля этого года. Здесь же все сделано самовольно — приказ руководителя агентства от 1 марта этого года утвердил агентство оператором электронных площадок.
Соответственно, на этой площадке начали проводиться торги. Правда, вот незадача — многие торги стали проваливаться, что, по мнению Харченко, объясняется просто — участники зачастую понимают, что вся эта затея незаконна, и просто не идут туда. Что ж, не привыкать. Тем паче что в законе прописан механизм реагирования в подобных случаях — можно заключить контракт с единственным претендентом. Правда, по максимальной цене. Но тут уж ничего не поделаешь.
Единственным ограничением в этой ситуации является то, что для заключения контракта с единственным претендентом нужно получить согласие службы финансово-экономического контроля Красноярского края. В службе же насторожились — еще бы, согласовывать контракты, заключенные по итогам торгов на незаконной площадке да еще и по максимальной стартовой цене. Они и обратились в УФАС за разъяснением, насколько это все правомерно. Оказалось, не очень.
Но и это еще не все — по сути, любой заказчик, выступающий на площадке агентства, также является нарушителем закона. Равно как незаконны и все контракты, заключенные по итогам этих торгов. Соответственно, они могут быть в любой момент оспорены и расторгнуты. Причем совершенно неважно, выполнены ли работы по контрактам или нет — деньги придется вернуть.
— Подобная ситуация создает широчайшее поле для коррупции, — говорит Харченко. — Да и сама по себе является изрядно коррупционным ходом. Вы только представьте — нигде в России нет подобных прецедентов, и только наш край, как всегда, «впереди планеты всей». Мы написали письмо прокурору края, чтобы он принял меры по ликвидации этой площадки.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №17 (258)