Главная
>
Статьи
>
Безумный, безумный день

Безумный, безумный день

05.10.2010
2

Безумный день, или Женитьба ФигароПервое, что хочется сказать о таких спектаклях, — я это видела! «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше в постановке Кристофа Рока, театр «Комеди Франсез» (La Comedie Francaise).

Чем все-таки хороши всевозможные годы культуры, культурные столицы и прочие марафоны — возможностью посмотреть то, что иначе не удалось бы увидеть почти ни при каких обстоятельствах. Ну сами посудите — если бы не Год культуры Франции в России, когда бы до нас доехал старейший национальный театр этой страны? Прежде он гастролировал только в Москве и Санкт-Петербурге (в советские времена также в Киеве и Риге). В этом году нашлись средства и на путешествие по России.

Правда, Красноярску порадоваться, увы, нечему. «Комеди Франсез» гастролирует в Москве, Питере, Омске, Новосибирске, Екатеринбурге, Калининграде. А до наших палестин так и не доехал... Не знаю, в чем причина, но грустно за нашу публику.

Впрочем, если не считать Калининграда, этот гастрольный список весьма показателен — в нем перечислены все российские театральные столицы. Красноярск на такой статус, к сожалению, пока претендовать не может. А наши культурные власти, видимо, слишком инертны, вовремя не подсуетились. Как бы то ни было, ждать у моря погоды я не стала и рванула в соседний Новосибирск. Вояж получился экстраскоростной: утром приехала, пообщалась с друзьями, а сразу по окончании спектакля помчалась на вокзал и едва успела запрыгнуть в вагон до отхода поезда. Вот уж, воистину, безумный день...

И нисколько не пожалела, что съездила. Спектакль шел на французском языке, а над сценой и под ней шли субтитры на русском. Услышать французскую речь в поистине безупречном исполнении — это, скажу я вам, отдельное удовольствие. На субтитры поглядывала краем глаза, потому что и так, в общем-то, все было понятно. И очень весело. Обожаю телеспектакль по этой пьесе с труппой Театра Сатиры, где Фигаро сыграл Андрей Миронов. Но то была скорее фарсовая история. Спектакль «Комеди Франсез» совсем, совсем другой. Поразительное сочетание классики и современности, можно сказать — по-французски изысканное. Не привязан жестко ни к одной эпохе, и в то же время — полное ощущение, что происходящее на сцене — из сегодняшней жизни. Все это настолько завораживало, что не заметила, как пролетели три часа.

Как говорит Кристоф Рок о своем спектакле, женщины в нем — доминирующие фигуры: «Именно они определяют ход событий, преодолевают возникающие трудности». В центре внимания режиссера — не социальная подоплека (напомню, что дух свободомыслия пьесы Бомарше предвосхитил Великую французскую революцию). Нет, Рока больше интересуют человеческие взаимоотношения. И переданы они в его постановке с настоящим галльским юмором.

А еще восхитили французские актеры. Типажи — ну просто классические, что называется, эталонные. Граф (Мишель Вийермоз) и графиня (Эльза Лепуавр) — герои, высокие и статные. Субретка Сюзон (Анн Кеслер), простак Фигаро (хотя не такой уж он простак, скорее, современный пройдоха Арлекин), комическая старуха Марселина (Мартин Шевалье)... Ну и так далее. Сочетание, безупречное как внешне, так и по внутреннему образному наполнению. Некоторых из них я видела в кино. Например, Лорана Стокера (Фигаро) — в фильме с моей любимой Одри Тоту «Просто вместе». А из других фильмов с этой французской кинозвездой, «Долгая помолвка» и «Амели», в «Комеди Франсез» я также узнала актера Мишеля Робена (судья Бридуазон). У него, как и у его партнерши Мартин Шевалье (вылитая Ванесса Редгрейв) — вообще весьма приличный список работ в кино и на ТВ. То, что они при этом потрясающе играют в театре, лишь делает им честь.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать