Издатель: Ubi Soft International
"Здравствуйте, я - принц".
Персидский принц. В рамках этой немаленькой игры буду лихо бегать по стенам, сражаться с десятками врагов, бесстрашно висеть над пропастью во тьме, преодолевать хитроумные смертельные ловушки и вообще вызывать у вас приятные ассоциации насчет себя, а также нашего замечательного брэнда. Пожалуйста, полюбите меня, ведь я стараюсь изо всех сил".
В России к "Принцу" особое отношение. Пожалуй, можно сказать, что оригинальная игра серии была культовой. Там, где свободоволие работников простиралось до игры на казенном, дорогущем компьютере (то есть, практически везде, от бухгалтерской конторы до гидрометеорологического центра) всегда можно было найти копию мучительных похождений восточного царевича. Существует даже fan-fiction на данную тему.
Эх, раз, еще раз
В этот раз получилось, кажется, неплохо. Взявшись, наконец, за ум, разработчики пригласили участвовать в проекте Джонатана Мехнера, автора самого первого "Принца". В каких именно идиоматических выражениях корифей указал на причины провала предыдущей игры, "Prince of Persia 3D", редакции неизвестно. Однако словами он бил не в радужную оболочку, а в самый зрачок.
- Анимацию! Не забудьте сделать плавную анимацию, достойную сравнения с союзмультфильмами пятидесятых годов! - напутствовал демиург. - И уровни - чтобы не были похожи на дешевые декорации, чтоб, когда смотришь в бездну, она смотрела в тебя! Само собой, фигурки подетальнее: и еще - принцесса должна быть обязательно! Тоже, того: Подетальнее:
Не стоит переоценивать роль деталей. Как может существовать гениальное решение, выполненное лишь в общих планах, так встречается и невнятное недоразумение, перегруженное ненужными мелочами. И все же, детали: подкупают. Достаточно увидеть на стене тюремной камеры рисунок и догадаться, что заключенные когда-то играли здесь в виселицу (какая горькая ирония), как рамки настоящего мира вокруг компьютера становятся еще уже, почти соприкасаясь с вложенной мнимой реальностью игры. А вымышленный мир наоборот, простирается до самого горизонта, расправляя плечи древних величественных зданий - при желании можно печатать открытки с видами Бухары. Художники и дизайнеры уровней - вот, дорогие друзья, кто сделал "Пески времени".
Я ловил себя на неподдельной боязни сорваться с обрыва, зацепиться за крутящееся бревно с гвоздями, пасть жертвой радостных песочных зомби. Не потому, что скучно проходить этап сначала, а потому, что верится в реальность мира с другой стороны толстого стекла. Бег, кувырки во все стороны, прыжки с вертикальной плоскости, перескок через противника - движения принца плавны, точны, фазы анимации состыковываются безупречно. Пора кричать, что цирк вернулся в город! Хочется поинтересоваться, какие великолепные акробаты записывали свои движения для персонажей игры. И сколько - сцены гибели принца тоже выглядят очень впечатляюще.
"Нет-нет-нет, все было не так. Позвольте рассказать вам, как я преодолел препятствие".
Сюжет игры незамысловат, но не примитивен; он мотивирует стиль игрового процесса. Персидский шах вторгается на территорию Индии. Увы, это он так считает, а на самом деле за все ниточки дергает Коварный Визирь, чье лицо символично покрыто родимыми пятнами. Принц похищает из сокровищниц Великого Махараджи могущественный артефакт - Кинжал Времени, позволяющий своему хозяину поворачивать вспять ход времени. Сначала ненадолго, потом на все большое количество мгновений. Кинжал оказывается ключом к трофею - огромным песочным часам, открыв которые по наущению визиря, принц выпускает на волю Пески Времени. Все люди, кроме принца, визиря и : принцессы (заветы Мехнера не пропали втуне) превращаются в песок. Королевство опустошено. Кто виноват. Что делать.
Enter sandman
Конечно, ситуацию будем спасать мы. Всего-то нужно пройти по нескольким десяткам замысловатых уровней, собирая в кинжал так неразумно выпущенный на свободу песок. Противостоять нам будут оборонная система замка и Песчаные существа, работающие на том самом песке. Этих монстров невозможно убить в бою - они охотно и со знанием дела регенерируют. Единственный шанс избавиться от поверженного, но еще не восставшего противника - конфисковать с помощью кинжала содержащийся в нем Песок Времени. (клавиша E - использовать). Впрочем, есть еще один способ - парализовать кинжалом, а после - несколькими точными ударами меча рассеять супостата на крупицы.
"Я ошибся, на самом деле, мне удалось победить чудовищ. Послушайте, как я это сделал"
Типов противников сравнительно мало, но у каждого монстра свой стиль боя. Атакуют же они, как правило, в смешанных группах и больших количествах. Последний аспект, кстати, скрадывает почти полное отсутствие у них искусственного интеллекта. Даже по полю боя враги перемещаются телепортацией - ни убежать, ни спрятаться. Поначалу упражняться в фехтовании весело и интересно, но где-то к середине игры развлечение превращается в тяжелую работу. Не очень помогает даже Кинжал Времени - перемотка на несколько шагов назад редко спасает от рокового удара алебардой.
Зато эта высокотехнологичная вещица (надеюсь, все помнят, что наиболее продвинутую технику производили в глубокой древности?) незаменима при прохождении этапов-головоломок. Неверный шаг - принц летит в пропасть - нажимаем и удерживаем R - принц летит обратно. Если же спасти царскую персону не удалось, игра продолжится с последней контрольной точки. Их, как и мест записи состояния игры на диск встречается довольно много, поэтому иногда лучше позволить принцу кануть в лету, чем тщетно тратить песочные заряды кинжала, пытаясь его вернуть.
Сын ошибок трудных
Вопреки ожиданиям, головоломные части игры, регулярно чередующиеся с батальными, проходить интересно. В арсенале нашего протагониста определенный и ограниченный набор прыжков и ужимок. Из них, как из мозаики, нужно складывать схему прохождения уровня. Пробежать над расщелиной по стене, отпрыгнуть от нее в сторону, схватиться за турник, раскачаться, сигануть на стоящую рядом колонну, соскользнуть вниз, продолжить рассказ.
"Несмотря на обстоятельства нашего знакомства, и тот факт, что от меня ей нужен лишь кинжал, я стал испытывать странное чувство по отношению к этой девушке".
А вот с имиджем персонажей дела оказались плохи. Поначалу просто не запускается механизм самоидентификации с героем. Я не знаю, как там у них в Канаде, но у нас тут не принято мечтать о сходстве с Деппом ди Каприо. Принцесса, напротив, очень мила, правда, лишь до тех пор, пока молчит. Озвучка героев, мягко скажем, неубедительная, к тому же отчего-то очень тихая.
Общее звуковое сопровождение игры не вызывает нареканий - все на современном уровне с технической и эстетической стороны. Иногда радует музыкальное сопровождение, но большая часть игры проходит в тишине.
Судьба резидента
Извечный бич игрушек с видом от третьего лица - невнятная камера - в "Песках времени" опять наносит свой удар. Общие симптомы болезни известны давно, теперь к ним добавились агрессивная реакция камеры на попытку уткнуть ее в стену и резкий звук "whooosh!", с которым она сама возвращается на исходную позицию. В некоторых закоулках, где хороший обзор жизненно важен, борьба с камерой может вывести из себя даже очень мирного человека.
Впрочем, о каком мире может идти речь до тех пор, пока не собрана последняя пригоршня Песка Времени, не рассеяны все песчаные монстры и не наказан Злобный Визирь? Удивительно красивая, атмосферная, даже породистая игра, которую вовсе не обязательно проходить целиком - она наверняка понравится поклонникам самого первого "Принца":
"Вы действительно хотите уйти, ведь я еще не окончил мой рассказ?"
Системные требования:
Минимальные: P-III или Athlon 700 МГц, 256 Мб, 32 Мб видеокарта, 1.5 Гб дискового пространства
Рекомендуемые: P-IV или Athlon 1.4 ГГц, 512 Мб, 64 Мб видеокарта
Реальные: Athlon XP 1700+, 512 Мб, Ati Radeon 9200
Влад Вавилов