Черепнина Людмила Федоровна, заместитель директора по филармонической работе Красноярской краевой филармонии
Родилась 2 июня 1959 г. в Алчевске (Украина).
В 1974-78 гг. - с отличием окончила Луганское музыкальное училище, по образованию - музыковед.
В 1978-83 гг. - с отличием окончила Саратовскую государственную консерваторию.
В 1983-2000 гг. - работала в Красноярской краевой филармонии: музыковед, заведующая филармоническим отделом.
В 2000-03 гг. - специалист управления культуры администрации Красноярского края.
С сентября 2003 г. - заместитель директора Красноярской краевой филармонии.
Награждалась грамотами и благодарственными письмами от краевой и городской администрации, а также получила личное благодарственное письмо от губернатора края А.И. Лебедя (27.04.2002 г.) за краевой фестиваль творчества инвалидов.
Семейное положение: замужем, имеет сына.
Увлечения: плавание и "я очень хорошо вяжу!"
Расскажите, как Вы, жительница Украины, попали в Сибирь?
Я закончила с отличием Саратовскую консерваторию и по распределению попала в Пензенское музыкальное училище. Но этим же летом я познакомилась со своим будущим мужем. Он работал врачом, был заведующим реанимацией кардиоцентра. В тот момент его пригласили работать в Красноярск, и мы после свадьбы поехали в Сибирь. Это был 1983 год.
А как стали работать в Красноярской филармонии?
Это забавная история. В то время было очень сложно попасть на работу в Красноярскую филармонию, работать в ней считалось престижным. Я не имела никаких протекций и связей. Но все же набралась смелости и пришла к тогдашнему художественному руководителю филармонии Илье Клемицу. Я ему сказала: "Вот мой диплом, вот я. Давайте вы меня прослушаете". Специально для меня был организован худсовет, я подготовилась: в итоге меня взяли на временную работу - на два месяца. А потом временная работа перетекла в постоянную.
Кем Вы работали первоначально?
Ведущим концертов, впрочем, как и сейчас. Я говорю вступительное слово перед концертами в филармонии.
Как бы Вы охарактеризовали наших красноярских слушателей?
Настоящие ценители музыки, к сожалению, не могут часто приходить на наши концерты. Как правило, это уже люди, близкие к пожилому возрасту, или пенсионеры. Также зачастую это люди, которые работают в бюджетных организациях. А финансовые возможности у них, сами понимаете, не велики.
А какой возраст у Вашей аудитории?
Это зависит от конкретного концерта. Например, концерты филармонического русского оркестра собирают аудитории постарше - там приходят люди старше сорока лет. На вокалистов приходят люди среднего возраста. А если говорить об эстраде - то на "Фабрику звезд" приходила аудитория от 12 до 16 лет.
Какую публику на концертах Вы считаете самой сложной?
Я считаю самой сложной публикой детей. Их необходимо заинтересовать перед концертом, иначе они не будут смотреть и слушать, а начнут ерзать на своих местах, им будет скучно. И поэтому мне приходится самой очень чутко реагировать на настроение публики в зале и зачастую импровизировать так, чтобы им было интересно. Ведь дети могут задавать самые непредсказуемые вопросы. И тебе нужно на них ответить так, чтобы ребенок тебе поверил. Я твердо убеждена, что интерес детей удержать можно только абсолютной искренностью в своих словах. Если ты говоришь чужие слова, то они это сразу же ощущают. В конечном результате каждый материал, который ты преподносишь для них, должен быть пережит тобой.
Каким образом Вы работаете с детьми? Что филармония может предложить детям?
Раньше мы работали так: был один музыковед, который рассказывал ребятам, что они сейчас услышат. Потом певцы или инструменталисты исполняли музыкальные произведения. Получалось так, что я одна своим текстом держала весь зал. А остальные были иллюстраторами. Сейчас дети на нашей сцене видят театрализацию сюжета, постепенно все преобразовалось в музыкальный театр, где есть персонажи и т. д. То есть личности музыковеда, как таковой, сейчас уже нет.
Маленькие зрители (дети от 4 лет) в прошлом году приезжали на "Музыкальную азбуку". Это такое музыкальное театрализованное представление для самых маленьких. Мы пытаемся объяснить им самые элементарные понятия путем обыгрывания слов. Каждый раз у нас разные буквы по алфавиту. Например, буквы "Г" и "В". Спектакль назывался: "В и Г кричат наперебой: "Дайте нам послушать валторну и гобой". Мы в этом спектакле объясняли значение самых употребляемых слов: "Вальс" - детям показывают танец вальс. Потом - "Виолончель", дети видят этот инструмент и слушают соло виолончели. В этих спектаклях принимали участие учащиеся Красноярского хореографического училища. Кстати, со следующего 2004 года у нас планируется возобновление "Азбуки". Ее просто нужно немного "подчистить", то есть исправить сценарий "букв", которые у детей не вызвали особого интереса.
Что интересно, а что - нет для наших детей?
Это совершенно парадоксальная публика. Зачастую бывает так, что всемирно известные произведения, которые вызывают трепет у взрослых, детям совершенно неинтересны. Очень хорошо всегда слушают сюжетные произведения, например, "Картинки с выставки" Мусоргского или отрывки из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка". Такие вещи дети слушают, буквально открыв рот.
Давайте немного отойдем от этой темы. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела у Красноярской краевой филармонии. Как вам сейчас работается?
С одной стороны, работать сейчас стало легче, потому что "все можно". А с другой стороны - труднее, и именно по той же причине. Я имею в виду, что раньше мы могли, например, работать так: приезжает к нам в Красноярск классный гастролер, например, Лазарь Берман. Дирекция филармонии тут же звонит в профком большого завода и говорит: "Вы перечисляете нам деньги за 10 концертов, и у вас будет выступать Лазарь Берман, знаменитый пианист". Конечно, кроме этого, он дает несколько концертов у нас в филармонии. На него приходит та публика, которая его знает. И всем от этого хорошо. Сейчас каждый концерт - это битва за зрителя. Конкурентов очень много, и мы боремся за каждого нашего слушателя. У молодежи очень много различных пристрастий. Я, например, сейчас очень плотно работаю со студенческой аудиторией. И мне очень радостно, что я вижу все больше и больше знакомых лиц студентов в зале.
Какими для Вас, с профессиональной точки зрения, должны быть "звезды"?
Например, я с полной уверенностью могу сказать, что таким был московский коллектив "Брамс-трио", который заехал к нам в преддверии нашего юбилея. Услышать их выступление, записанное на диске - это одно дело. Но когда я услышала их живьем - это фантастика. Я давно не видела и не слышала коллектива такого класса. Их трио состоит из пианистки, скрипача и виолончелиста. Уровень таков, что ремесла, как такового, просто не замечаешь. Настоящий профессионал должен убедить тебя своей музыкой - и именно такого достигло своей игрой это трио.
А какие у нас в Красноярске есть "звезды", которыми можно уже гордиться? (Не считая, конечно, Дмитрия Хворостовского).
На слуху у всех имя солистки театра оперы и балета Веры Барановой, также я могу назвать Светлану Кольянову, которая сейчас поет и в оперном, и в театре музыкальной комедии. Это молодые, красивые девушки, с очень хорошими голосами. Вот с мужчинами у нас сложнее. Удержать хороших певцов можно приличным окладом и жилищными условиями. К сожалению, наши театры ничем помочь не могут. Вот, например, в оперном пел выпускник нашей академии музыки и театра Ян Оя - высокий, белокурый, с красивым голосом. Он проработал в нашем театре 2-3 сезона и уехал в Саратов, где ему предложили хорошую квартиру и оклад.
Как формируется репертуар Красноярской краевой филармонии?
Во-первых, у нас есть абонементные циклы, каждый месяц расписан на определенный цикл. Помимо этого, у нас есть плановые абонементные концерты. Также, если через Красноярск едут гастролеры, мы тоже их принимаем, если у нас есть свободные "окна" в планах. А если говорить про фестиваль органистов, который у нас состоялся в декабре - то это совсем другое дело. Мы специально "подтягиваем" к этой дате разных исполнителей: и своих, и из других филармоний, если у них есть возможность.
А у филармонии не было в планах создать какой-нибудь мюзикл?
Теоретически мы готовы к этому. Проблема в том, что в Красноярске жанр мюзикла не раскручен. Хотя, например, с нашими техническими возможностями можно было бы поставить замечательный детский мюзикл Геннадия Гладкова "Старик Хоттабыч". Этот мюзикл со всеми его волшебными превращениями, мне кажется, дети бы восприняли просто на "ура". Вообще, постепенно, конечно, этот жанр у нас появится и займет свою нишу. Он действительно интересен сам по себе. Но, к сожалению, у нас этот маховик раскручивается слишком долго.
Чем вы руководствуетесь при отборе "звезд"?
Стараемся, конечно, преподнести нашим слушателям различный репертуар. Но "звезды" филармонического плана получаются, как правило, планово-убыточные. Например, московский коллектив "Брамс-трио". Мы знаем точно, что больших доходов этот коллектив нам не принесет, но ведь это настоящие таланты.
Сколько стоят билеты на филармонические концерты?
От 60 рублей. Если гастролеры - 100 и больше.
Вы как-то сотрудничаете с другими филармониями нашей страны?
Иногда у нас в различных городах проходят семинары, где мы разговариваем о маркетинге, а также о новых формах работы. С нами обмениваются опытом две "сильные" филармонии: Екатеринбургская и Новосибирская. Например, в Новосибирске очень хорошо построена служба PR, постоянно проводятся рекламные акции. А в Екатеринбурге очень хорошо работают с абонементами. Они создали электронную базу данных и целенаправленно работают со своей аудиторией.
Расскажите, пожалуйста, кто из наших VIP-персон посещает концерты филармонии.
По долгу службы концерты посещают все наши чиновники (смеется). А если серьезно, то в прошлом концерты нашего симфонического оркестра посещал губернатор края Александр Лебедь. Он нам честно признавался, что ничего не понимает в симфонической музыке. Но то, что он сидел первых рядах, а рядом с ним сидела заместитель губернатора по социальной политике Надежда Кольба, очень высоко подняло престиж нашей филармонии. В таком случае, иногда даже дело не в деньгах, а просто в искреннем посещении концертов, и это уже делает свое дело.
Как у филармонии обстоят дела со спонсорством?
На данный момент у нас нет никаких спонсоров. Но если говорить в общем, то я считаю, что спонсорство у искусства должно быть. Например, для того чтобы актрисе или певице блеснуть на сцене, помимо потрясающего голоса, нужно еще многое. Для серьезного концерта она должна неделю беречь голос и нигде не выступать. Она должна иметь хороший костюм для сцены и шикарную косметику, чтобы выглядеть достойно. А у нас денег для этого не выделяют, и все это закупается на свои деньги.
Вы хотите сказать, что все шикарные концертные платья Вы шьете сами?
Не сама, конечно, мне шьет их портниха. Но модели я придумываю самостоятельно и, конечно, шью их за свои личные деньги. Из 14 моих концертных костюмов только два мне приобрела филармония. Поймите, я просто не имею права на сцене выглядеть плохо. И так поступает большинство наших артистов.
Как Ваша семья реагирует на Вашу работу?
Мой сын очень мною гордится. Я ведь работаю так, чтобы у других не могло возникнуть никаких нареканий по поводу моей работы. Иногда и сын, и муж приходят на концерты послушать, как я выступала. Как правило, сын подходит к моим выступлениям критически. Он потом рассказывает мне, что было хорошо, что не понравилось. И я знаю, что это действительно было так, и беру его критику на заметку.
А муж?
Знаете, муж - моя полная противоположность. Он - пенсионер МВД и сейчас работает начальником службы безопасности в одной из фирм. Мы друг друга дополняем. То, что умею и делаю я, не умеет делать он. И наоборот. Например, он на себя взял все проблемы с ЖКУ, все коммунальные платежи, свет, ремонт в доме и так далее. Единственное, чем я занимаюсь - это домом в плане кухни и уюта.
А Ваше хобби - вязание?
Да, я вяжу, причем постоянно. Для меня это больше, чем возможность связать себе красивую самобытную вещь. Это возможность расслабиться. Вот, например, у меня существует три стадии усталости. Первая, это когда я прихожу домой и могу заниматься различными домашними делами. Вторая стадия - когда я не могу уже заниматься хозяйственными делами, и тогда я сажусь вязать. Для моих домашних это знак, что я очень устала и меня лучше не трогать в такие моменты. Третья стадия - когда я уже ничего совершенно не могу. Меня хватает только на то, чтобы снять концертный макияж и дойти до постели. Монотонная работа, которой является вязание, заставляет мозги мыслить совершенно ясно. Я в этот момент могу обдумывать какие-то очень важные вещи на завтрашний день.
Чем для Вас стал Красноярск?
Это город, где у меня очень много хороших друзей. Кроме этого, мне нравится сибирская природа. Я выросла на Украине, где видела сплошные степи, и здешние леса и горы меня просто покорили. Каждый год мы семьей ездим на озера или просто по дивногорской трассе за город отдыхать. А еще мне очень нравится, что я смогла здесь, в Красноярске, не имея никакой протекции, сама "вытоптать" свою дорожку.
Какое у Вас жизненное кредо?
Я всегда жила по принципу: старайся поступать по отношению к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. И потом, по моему глубокому убеждению, все твое к тебе же и вернется. Поэтому я всегда стараюсь всем помогать по мере сил. На это моя мама всегда говорила: "Никогда тебе с твоими принципами не быть богатой". Но я не стремлюсь к богатству - зато моя совесть всегда спокойна.
Беседовала Оксана Семенюк