Главная
>
Статьи
>
The Doors. When You’re Strange

The Doors. When You’re Strange

13.12.2010
15

Режиссер — Том Дичилло
Текст читает: Джонни Депп
Продолжительность — 80 мин

В рок-музыке, наверное, не найти фигуры более притягательной и противоречивой, чем Джим Моррисон. Споры о нём не утихают до сих пор, даже несмотря на то, что умер он почти сорок лет назад. Кем он был — вдохновенным поэтом на грани или вечно пьяным фигляром? Тонко чувствующим гением или наглым возмутителем спокойствия? Умер он, в конце концов, или всё-таки нет?

В общем, с какой стороны не посмотри, для документалиста лучше темы не придумать. Сколько споров можно из неё вытянуть, сколько опасных моментов и будоражащих спекуляций, чарующих своей сладкой надуманностью и возмутительностью. Тем удивительнее тот маневр, который совершает в «When You’re Strange» Том Дичилло, режиссер, начинавший оператором у Джармуша, а потом переквалифицировавшийся в автора лучших в мире меланхоличных комедий про людей чуть-чуть не от мира сего.

Взявшись за рассказ о творческом пути The Doors от их появления до их распада, Дичилло подчеркнуто придерживается только фактов и героически удерживается от собственных интерпретаций.

Поначалу такой несколько монотонный поток фактажа несколько обескураживает. Дичилло вроде бы не говорит ничего, что ещё не было бы известно человеку, более-менее интересующемуся историей The Doors. Вот Моррисон поёт Манзареку на пляже песню «Moonlight Drive». Вот во время первого выступления в Whiskey-a-Go-Go Моррисон стоит спиной к аудитории. Вот знаменитый инцидент с исполнением «The End» под кислотой. Вот Робби Кригер написал «Light My Fire», вот они исполняют «Light My Fire» на шоу Эдда Салливана. Далее со всеми остановками.

К истории самой группы Дичилло время от времени добавляет жирными мазками историю времени — 60-е в Америке, Вьетнам, свободная любовь, Кеннеди-старший, Кеннеди-младший, Мартин Лютер Кинг. Вроде бы общие места, да — но Дичилло удаётся, не добавляя ни слова от себя, аранжировать эти всем известные вещи так, что из них складывается на редкость красноречивый и понятный портрет странной и сложной эпохи перемен, ужасных трагедий и социальной неустойчивости.

То же самое у него получается и с группой The Doors — используя только архивные съемки (в том числе фильм, который Моррисон делал с друзьями по киношколе, но так и не доделал), он спокойно раскладывает по полочкам всё, что с ними произошло, позволяя собранным съемкам говорить самим за себя. Не то чтобы в этих съемках есть что-то новое и неизведанное — скорее, на них ты получаешь возможность ещё раз взглянуть на давно известные исторические факты собственными глазами и ещё сильнее прочувствовать, как оно всё было на самом деле.

Скажем, можно прекрасно знать, что конкретно произошло на знаменитом концерте The Doors в Майами, после которого накрылся весь их американский тур (занятное стечение обстоятельств, кстати: штат Флорида буквально на днях объявил, что все свои претензии к Моррисону он окончательно отзывает). Но когда видишь съемки этого своими глазами, впечатление заметно усиливается. То есть, главное достижение Тома Дичилло в этом фильме — в том, что он нашёл способ, как ещё раз рассказать зрителю прекрасно ему известные вещи, чтобы было всё равно интересно.

Вердикт Кочерыжкина - хороший документальный фильм о The Doors

Рекомендуем почитать