Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Провал «Основ»

Провал «Основ»

13.12.2010
3

Общественная палата разочарована внедрением в школы нового предмета

«Основы религиозных культур и светской этики» — такой предмет появился в российских школах в прошлом учебном году. В качестве площадки для апробации нового предмета выбрали 19 регионов страны. С 1 апреля 2010 года о религиях начали рассказывать и в школах Красноярского края. Учебники для экспериментального предмета недоработаны, а у школ не хватает учителей для преподавания предмета, поэтому ученики не могут свободно выбрать желаемый модуль. К таким выводам пришли члены Общественной палаты.

Модуль «Основы светской этики» оказался самым популярнымПредмет состоит из шести модулей — «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». По первоначальной задумке ученики 4-5-х классов должны выбрать то, что им или их родителям покажется наиболее интересным. Однако еще в конце прошлого учебного года Министерство образования констатировало — во многих школах школьники выбирают «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики». Иудейская и буддийская культуры спросом практически не пользовались. На данный момент ситуация с выбором модулей практически не изменилась.

В итоге по заказу Общественной палаты во всех регионах, где преподают предмет, были проведены социологические исследования. По данным опроса, каждый пятый родитель (21 % опрошенных) сказал, что ему не предоставили возможность выбрать тот или иной модуль.

— По словам родителей из ряда регионов, они были лишены возможности выбора — за них этот выбор делали либо чиновники, либо директора школ, — рассказал член Общественной палаты и председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе. — Школы пытались минимизировать число модулей из-за того, что не хватало учителей, — сказал Сванидзе.

На комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты, куда пришли представители Минобрнауки, авторы учебных пособий, специалисты, которые создавали концепцию курса, представители религиозных и общественных организаций, было сказано много интересного. Так, по словам помощника главного раввина России Андрея Глоцера, независимое исследование выявило, что еврейских детей в школах уговаривают выбрать более массовый модуль из-за нехватки педагогических ресурсов.

— Здесь нет никакого антисемитизма или недоброжелательности, — пояснил Глоцер в интервью сайту gazeta.ru. — Дело в том, что в школах реально не хватает педагогов. И даже те специалисты, которые есть и которые проходили курсы по подготовке преподавателей и повышения квалификации, не обладают достаточным уровнем грамотности и знанием религии. Мы изначально говорили, что у школ не хватит мощностей для преподавания такого количества модулей.

Представитель РПЦ протодиакон Андрей Кураев, работавший над учебником для православного модуля, возмутился тем, что сами учителя не пытаются обсуждать возникшие проблемы.

— Меня удивило, что я нигде не нашел реплик реальных педагогов, которые делились бы своими впечатлениями: какие вопросы дети задают, какие у них впечатления от учебников. Молчание даже в блогах, — рассказал он.

Помимо проблем с выбором модулей, члены Общественной палаты обратили внимание и на качество учебных пособий. Например, директор московского бюро по правам человека Александр Брод напомнил, что ранее правозащитники изучали учебники и учебные пособия и нашли в них немало ошибок. По его словам, в «Основах светской этики», к примеру, есть «явные нелепости»: там говорится про «предпочтение разумного эгоизма альтруизму» и утверждается, что «моральные нормы и правила нигде не записаны».

Несмотря на то что пособие для учителей, по его словам, содержит в основе «добротный справочный материал», в нем также есть неточности и некорректные формулировки. К примеру, академик Павлов назван глубоко верующим человеком, в то время как ученый открыто называл себя неверующим.

Ответственные за качество учебников объяснили свои промахи сжатыми сроками, в которые готовились материалы. Кроме того, заведующая кафедрой философии, религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета профессор Марианна Шахнович пожаловалась на то, что «самые крупные этики отказались писать учебники для маленьких».

— Курс предполагает нравственно-воспитательный характер, а этику преподавать в младших классах очень сложно, — отметила она.

Комментарии:

Оксана Демченко, депутат Законодательного собрания Красноярского края:

— В свое время мы долго обсуждали в Законодательном собрании введение этого предмета. Я придерживаюсь той точки зрения, что подготовленных педагогов, конечно, не хватает, а соответствующая подготовка крайне нужна. И хоть нас уверяли, что учителя подготовку прошли, были направлены на обучение, зачастую предмет ведут не предметники, а педагоги начальных классов. Однако нужно учитывать, что это пока эксперимент и потребуется время, чтобы все отладить. Мы в Законодательном собрании отслеживаем ситуацию — решили посмотреть, как новый предмет прижился в школах. В январе у нас состоится выездное заседание комитета в Курагинский район, чтобы на месте увидеть все плюсы и минусы нововведения. Этот район станет показательным, потому что там люди придерживаются разных религий. Мое личное отношение к предмету таково — ребенок в 4-5-м классе не способен выбрать тот или иной модуль. За него это делают родители. Я точно знаю, что 95 % школ в крае выбрали модуль «Основы светской этики». Вообще же, по моему мнению, предмет нужно вводить в вузах, когда человек сможет определиться. А в школах... Найдется мальчик, который захочет изучать буддийскую культуру, — где школа найдет педагога, деньги, возможности, чтобы дать именно такое образование? А не найдет — это будет ущемление прав ученика.

Людмила Юдина, директор общеобразовательной гимназии № 13, депутат городского Совета Красноярска:

— Для того чтобы читать этот предмет, наши учителя прошли курсы повышения квалификации. Они получили удостоверения и имеют право работать в этом направлении. Все модули наши учителя готовы вести. Что касается неточностей в учебниках, скажу вот что: принцип работы моих учителей состоит в том, чтобы не просто читать то, что написано. Они полностью изучают тему, сравнивают с другими источниками. Дети сами очень заинтересовались предметом. В этом плане я считаю, что ученики 6-8-х классов также должны знакомиться с этим предметом. Сами учебные материалы подготовлены очень хорошо, учебники красочные, доступно написаны, есть сопроводительные диски. Впервые учебно-методический комплекс очень качественно подготовлен.

Виктор Легашов, председатель Красноярского краевого общественного фонда «Защита гласности», член Общественной палаты правозащитных организаций:

— У меня нет богословского образования, но частное мнение есть. Во-первых, мы — светское государство, поэтому одной какой-то религии не должно быть отдана привилегия в школах. Во-вторых, в педагогических вузах отдельной специальности религиоведения нет. Поэтому сейчас предмет ведут учителя истории или обществоведения, прошедшие переподготовку. В-третьих, если гражданин хочет, чтобы его дети глубоко изучали какую-то религию, то он может отдать их в воскресные школы, которые в Красноярске есть, причем не только православные. Что касается муниципальных школ, то религию там нужно изучать как некий культурный феномен, чтобы человек был образован, чтобы, став взрослым, он не сеял религиозную рознь, не дискриминировал людей по вере, не оскорблял чувства верующих. Задача — не привести человека к вере, а дать элементарные основы. Но в этом плане очень сложно составить программу, ведь религии разнообразны, догматы объемны.

Андрей Бардаков, директор Архиерейского образовательного центра Красноярско-Енисейской епархии Русской православной церкви:

— Прежде всего хочется напомнить о важности апробационного курса словами святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «...Это забота о будущем России, потому что это один из предметов, который наряду с литературой и историей должен формировать духовный и культурный профиль нации». Этот курс должен не только давать сумму знаний, но и воспитывать душу.
Действительно, учебники экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики» недоработаны. Возможно, это вызвано недостаточным количеством времени для их разработки. Хочется верить, что по этой же причине происходят и другие проблемы, связанные с апробацией. Так, например, во многих территориях с преобладающим православным населением выбран модуль «Светская этика», учебник к которому даже не содержит указания на его авторов. Хотя нам известны и другие примеры — в одном из сел Красноярского края все учащиеся школы выбрали «Основы православной культуры».
Надеемся, что эти и многие другие проблемы, в том числе подготовка учителей для преподавания данного предмета, будут решены с активным участием Церкви. По благословению архиепископа Антония Красноярской епархией в тесном сотрудничестве с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской православной церкви сделано достаточно много для успешного проведения апробации курса в Красноярском крае. Сейчас, впервые за долгие годы, выстраивается взаимодействие Церкви и всех институтов образования. Успешное развитие этого взаимодействия будет полезно не только Церкви, но и всему нашему Отечеству.

Александр Реков, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 48 (289)

Рекомендуем почитать