Хороший вроде рассказ «Ваш Радик» Олега Дримановича в 11 номере «Нового мира». Свой разнообразный язык, своя фраза, оригинальные, не затертые картинки: «будто солнечный зайчик глотнул», «ежи в горле» (хотя в случае с «зайчиком» мне видится какая-то неправильность). У него многое там на грани неправильности: слегка подкоробливают «и с этих слов была надежда», «мир втекал в Валерины «оба» (что здесь такое эти «оба», попробуй, догадайся. Скорее всего, глаза, от «смотреть в оба». Но это не шибко глубоко и красиво).
Или вот пассаж, рискните — разберитесь: «Пробуждение — враг всех оставленных: „благая весть“ ежеутренне лезет в глаза-уши, и только водкой хоть как-то злому радио ручку приворачиваешь». Если вдуматься, то понимаешь как это и о чем это, но смотрится довольно запутанно. Да и в некрупном абзаце «утро» в разных видах повторяется слишком часто.
А вот просто славное выражение, которое я приберегу для обихода: «резонансный по части выпить человек».
Не говорю, что такой язык, манера плохи; напротив — читая этот небольшой рассказец, поневоле замедляешься, начинаешь вчитываться, разбираться. Следовательно, думать. А думать всегда полезно.
Но по прочтении пустота какая-то. Заскучал мужик о любимой, затосковал, запил. Проснувшись с перепоя в мастерской надгробных памятников, увидел в выражении лица погибшего десантника ответ на мучавшие вопросы. А ответ примерно такой: «Мы ничьи в этом мире, никто никому не принадлежит». И вывод для тоскующего мужика напрашивается сам собой — нечего убиваться, надо взять себя в руки.
Кажется, не сразу, постепенно он в руки себя и возьмет. Все, более нет ничего в этом тексте в плане сюжета, содержания и пр. Тут если не полный пролет, то все слишком тривиально, примитивно, незатейливо. И мастерски отработанный язык содержательного вакуума не отменяет. Дриманович умеет писать, он в этом рассказе определенный писательский класс уверенно демонстрирует. Но, если судить по «Вашему Радику», писать ему не о чем.
Однако вот в чем минус такой скудной однорассказной подборки: ничего более конкретного о темах, о проблемах прозы ОД сказать нельзя. Возможно, даже вероятнее всего у ОД есть глубокие, более продуманные вещи, а такой жалкий по содержанию рассказ выбрал для публикации именно «Новый мир», в своем неизменном стремлении придерживаться нейтральной, неуловимой, амебоутекаемой линии «как бы чего не вышло», чтоб не дай бог никого не задеть да об какой-нибудь острый, болезненный угол не зацепиться.
Что ж, у Дримановича и есть, и несомненно будут еще публикации. Поищем, посмотрим, последим.
Антон Нечаев