Представить руку, сжатую в кулак, - проще некуда, а вот сжатую в горсть - уже сложнее. Читатель спрашивает, можно ли так говорить: «рука, сжатая в горсти»? Давайте разберёмся.
Вопрос не праздный - в литературе, действительно, встречается такой оборот. Павел сжал в горсть лапы собаки и снял с кресел (И. Лукаш). У мельника будто кто схватил рукою сердце и сжал в горсти (В. Короленко). Опытная сестра подумала, покачала головою и, возжегши тоненькую свечечку, зажала ее в горсть и тихо-тихонько направилась к кающемуся (Н. Лесков).
Кажущуюся абсурдность выражения, впрочем, можно с лёгкостью развеять. В отличие от кулака, в который рука сжимается, как правило, будучи пустой, в горсти - видим из примеров - всегда что-то есть. Причём это что-то не очень маленькое и в кулак его не вместишь. Таким образом, фактически, когда мы говорим «сжать в горсти», подразумеваем «сжать в руке». Так что «рука, сжатая в горсти» - это, по-видимому, рука, сжатая в другой руке.
Кстати, само слово горсть происходит от устаревшего глагола «гортать» - «грести, сгребать». Понятно, почему иногда руки некоторых людей называют граблями - всё благодаря загребущим горстям.