Главная
>
Статьи
>
Приключение с аккордеоном

Приключение с аккордеоном

24.01.2012
4

23 января в Малом зале филармонии состоялся концерт австрийского трио Клауса Пайера, аккордеониста и бандонеониста. После концерта стало отчаянно жалко, что не нашлось времени его проанонсировать — концерт был просто замечательный.

Истории Клауса Пайера

Для проектов вроде этого трио в филармонии был придуман любопытный абонемент — «Джазовые истории». В него попадают различные пограничные с джазом проекты — те, у которых привязка к джазу вроде бы налицо, но в то же время одним ярлычком «джаз» они не исчерпываются. Трио Клауса Пайера — именно такая история. Своей свободой в обращении с музыкальной формой они, конечно, обязаны джазу — но вместе с тем они активно вплетают в свою летучую и экспрессивную музыку фольклорные мотивы, много и с удовольствием опираются на Tango Nuevo, изобретенное Астором Пьяццоллой, и пользуются приёмами из репертуара минималистов, превращая свои композиции в длинные ритмичные пьесы, будто бы раскручивающиеся по невидимой спирали.

Среди прочего, вчерашний концерт можно было бы счесть своеобразной реабилитацией аккордеона в глазах (и ушах) тех, кто видит в инструменте лишь неотъемлемый атрибут улично-народных песнопений-посиделок, и не в состоянии относиться к нему серьёзно. Лидер трио Клаус Пайер наглядно продемонстрировал, каким диапазоном обладает этот инструмент — его аккордеон то издавал жутковатые протяжные звуки, из которых вполне можно было бы сложить отменный дарк-эмбиент, то изображал мощное вступление труб, то вовсе работал ударным инструментом. Отметим мимоходом, что пляшущие по залу отблески от его хромированных деталей тоже симпатичным образом расширяли атмосферу концерта. Помимо аккордеона, Пайер временами брался за бандонеон — более компактный, но не менее выразительный инструмент, регулярно использующийся для исполнения танго.

Одним из основных моментов, поразившим и меня лично, и многих посетителей концерта в творчестве трио Клауса Пайера, была их потрясающая ритмическая напористость. Практически все композиции раскручивались стремительно и мощно — что требовало невероятно слаженной и чёткой работы ритм-секции, с чем оная справлялась просто блестяще. Запись, представленная ниже, не полностью тот раскатистый гул, который лежал в основе музыки Клауса Пайера — в концерте всё было несколько более упруго и весомо. Временами от их музыки представлялась сцена погони из энергичного французского шпионского фильма — а временами и рисовались пространные картины ночной африканской пустыни, как, например, во время прекраснейшей композиции, начинавшейся с долгого и мрачно-таинственного вступления на контрабасе. Как выразился в какой-то момент ведущий концерта Владимир Василенко, каждый хороший джазовый концерт должен быть, как самостоятельное приключение — и с этих позиций концерт трио Клауса Пайера получился не просто хорошим, а почти невероятным.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать