В прошлую пятницу в ДК «Красцветмет» на улице Ползунова (вы ведь все в курсе, где это) состоялась прелюбопытнейшая премьера — первый в сезоне «большой» спектакль главрежа драматического театра Пушкина Олега Рыбкина. Красноярская драма в этом театральном году активно — и небезуспешно — осваивала малую сцену, сдав широкие пространства своим правобережным коллегам (неудачный «Лес» я предлагаю не вспоминать вовсе). И вот comeback состоялся: «Black comedy» по пьесе британского комиографа Петера Шеффера — это классическая комедия положений, вещь в современном театре нужная и всенепременно репертуарная.
Спектакль вкатывается в зал медленно, но уверенно — как дорогой раритетный лимузин. За рулем у него стильная парочка в исполнении Сергея Даниленко и Ольги Белобровой — скульптор-авангардист и его невеста, для которых ближайшие три часа окажутся самыми беспокойными за всю их жизнь. Не бойтесь, что вас ослепит светом фар — во-первых, лимузин — это все-таки метафора, а, во-вторых, актеры появляются на сцене в полумраке. Это, пожалуй, главная неожиданность для зрителей (кроме того, что ДК на Ползунова оказался довольно-таки уютным местечком).
Завязка проста — молодые люди ждут важных гостей, которые придут с минуты на минуту, однако в доме неожиданно и фактически необратимо гаснет свет (зажигаясь в то же самое время на сцене). Персонажам предстоит взаимодействовать друг с другом в кромешной темноте и со всей прилагающейся к этому неразберихой: они будут путать собеседников и водку с лимонным соком, передвигаться на ощупь и передвигать мебель. Стоит кому-то щелкнуть зажигалкой или непредусмотрительно включить фонарик, как для зрителей сцена вновь погрузится во мрак, что, однако, только умножит проблемы хозяев квартиры. Спустя какое-то время кроме ожидаемых посетителей к компании присоединятся и неожиданные гости: сосед, из чьей квартиры парочка на время позаимствовала массу ценных предметов интерьера, и бывшая любовница главного героя, которая по-прежнему имеет на него виды. И так далее.
Поводы для смеха постановка предлагает, но не сказать, чтобы в большом количестве — кто же хохочет над лимузинами? Вместе с тем арсенал шуток широк, от откровенно пошлых, до условно интеллектуальных (например, электромонтер, цитирующий Евангелие ). Ближе к концу спектакля градус пошлости возрастает, появляется мелкая чертовщина — кому-то выбивают глаз кольцом, из подвала, куда проваливается персонаж, валит дым, но это можно списать на огрехи премьеры. Бог с ним, учитывая, что в любой комедии положений сюжет чрезвычайно предсказуем, интереснее наблюдать не за ним, а за игрой актеров, тем более, что ситуация дает им большое пространство для импровизаций. В том числе и случайных — чтобы узнать, что было придумано на ходу, а что в ходе репетиции, придется посмотреть постановку не один раз.
Даниленко и Белоброва, исполняющие роли парочки, уверенно держат на себе зрительское внимание даже в окружении своих более опытных коллег (хотя и слегка увлекаются гримасничанием). У Даниленко в этом спектакле есть дополнительный козырь — фантастический пиджак, а его Бриндсли Миллеру — нелепому, нервическому, действительно смешному — предстоит маневрирование не только среди невидимых в темноте предметов мебели, но и между щекотливыми ситуациями, в которых он очутился. Его невеста Кэрол — энергичная, сообразительная, но инфантильная — в исполнении Белобровой, которая действует в своей манере (закатившиеся глаза, ломаные движения, улыбки, посылаемые космосу) — самый непосредственный и наиболее включенный в происходящее персонаж спектакля (последите за её мимикой!).
Остальные, к сожалению, во многом опираются на свои же наигранные типажи из других подобных спектаклей (Виктор Лосьянов в ответ на предложение выпить отвечает: «Вы знаете, с удовольствием!» — представьте себе эту интонацию, и сразу поймете, о чем я говорю). Стоит выделить замечательную Людмилу Михненкову, которую, напротив, неожиданно видеть в амплуа слабой, глуповатой и неуверенной в себе женщины — очень, очень неожиданно (Наталья Горячева в этой роли смотрелась бы намного естественнее). Неудачным я бы назвал исполнение Ириной Петровой роли схематичной, похожей на куклу Клеи.
Однако в целом впечатления от «Черной комедии» остаются приятные. Посмотрим, что станет с лимузином после нескольких месяцев премьерного пробега.
Евгений Мельников,
фото пресс-службы Красноярского театра им. Пушкина

