Главная
>
Статьи
>
«Лики любви» в драматическом театре им. Пушкина

«Лики любви» в драматическом театре им. Пушкина

20.04.2012
1

В списке вселенских несправедливостей значится такая: есть красивые и во всех отношениях чудесные девушки, в честь которых никто никогда не сочинял стихи. Кажется, что с каждым годом таких представительниц прекрасного пола все больше — то ли потому что искусство любительской поэзии нынче не в почете, то ли оттого что девушки сами утратили интерес к поэтам-любителям. Вдохновить и тех, и других на романтическое стихосложение вполне под силу лирической театральной постановке «Лики любви» в исполнении актеров Красноярского драматического театра.

Литературно-музыкальная композиция «Лики любви» (режиссер — Лариса Лейченко) — это не спектакль, и не концерт, а, скорее, совместное размышление над тем, какой может являться нам Любовь — абстрактная, иррациональная сила, привносящая в жизнь множество противоречивых эмоций. Актеры читают стихотворения известных поэтов, поют песни, декламируют сонеты — и зрительному залу, и друг другу, отчего сопричастность услышанному становится поистине удивительной (вообще, разве можно как-то иначе читать стихи?) Здесь нет изощренной актерской игры — только плавная мелодия мужских и женских голосов, улыбки да многозначительные взгляды, которые предоставляют простор для воображения и созерцания глубин собственной памяти. Постановка не отягощена декорациями или умозрительным сюжетом: от спокойных и даже пассивных лирических ноток мы движемся к задорному летнему романсу, оттуда — к хриплой гитаре, к поэтике незамысловатого стишка и — опять к лирике. Какая-либо эмоциональная градация чувств тоже отсутствует, и это не только очень тактично, но и интеллектуально — в беседе о сущностях Любви нет места чеканной логике.

Вместе с тем свободная композиция — уместный формат для такого философского разговора, поскольку ничто не утяжеляет поэтические строки, ничто не тянет вниз, не отвлекает от разглядывания предложенных картин. Стоит, однако, сказать, что «Лики» практически лишены мелодраматических или, тем паче, трагических оттисков любви, оттого им ощутимо недостает пронзительности — так уж повелось, что в русской традиции любовь почти немыслима без надрыва. Да и исключительно романтические образы Анастасии Медведевой или Дмитрия Корявина, как кажется, прямо-таки требуют подобной трактовки.

А зрители созерцают и рефлексируют. Здесь ведь нет какой-то общепризнанной точки зрения — Шекспиру любовь являлась так, Саше Черному — иначе, по-своему её видела Ахматова, и у каждого человека вообще на этот счет имеется свое мнение. Вот парень и девушка во втором ряду сначала крепче взялись за руки, а потом расцепили их, когда Эдуард и Людмила Михненковы начали ироничный поэтический диалог о причудах влюбленности. Вот женщина средних лет с тоской вздохнула и посмотрела на телефон — она пришла без спутника, а Владимир Абакановский как раз пел самую телефонную из всех песен Высоцкого. А вот мужчина — из тех, которые считают, что любви нет вовсе — сидит, саркастически улыбаясь и хмыкая в бороду, но при этом слушает так внимательно, что становится ясно — зашевелились и в его душе сомнения...

А вы — давно ли вы читали стихи о любви своей девушке? Эта постановка — лучший повод взять томик её (её, а не вашего!) любимого поэта с собой на работу и в перерывах между сидением в интернете выучить несколько трепетных четверостиший. А потом, может, и сочинить что-то самому...

Евгений Мельников,
фото пресс-службы драмтеатра им. Пушкина

Рекомендуем почитать