Главная
>
Статьи
>
Вести с орбит

Вести с орбит

09.08.2012
34

«Орбита и Орбит — это почти муж и
жена!».


© один российский учёный



Прошу у всех пардону — отсутствовал долго, но всё по уважительным причинам: сперва была конференция в Оксфорде, а потом, буквально через два дня, началась летняя школа. Собственно, о ней, многострадальной и речь. А проходила она в лагере «Орбита», что под славным городком Железногорском. Сперва о хорошем.

Лагерь тот — вовсе не лагерь, а муниципальное автономное учреждение дополнительного образования. Иной скажет — ну и что с того? А мы скажем: э-э-э, нет, любезный! Это вам разницы нету, а нам — большая. Ибо стандартный лагерь отдыха (по всё ещё действующей норме, установленной лет двадцать, если не больше назад) имеет право принимать этих самых «детей» лишь в возрасте не старше 15-ти лет. Потом обучение сделали одиннадцатилетним, а эту норму поменять не удосужились: ясен перец, нас много, а начальники одни. А тот факт, что нынешние школьники «постарели», как-то остался незамеченным...

Летняя школа обитает в этом лагере уже второй год. Скажем спасибо администрациям лагеря «Орбита» и города Железногорска: мы уже как-то притёрлись друг к другу, и второй сезон прошёл куда как приятнее для всех сторон. Даже приезд губернатора края в прошлом году особенных уронов не нанёс: палатки, которые он обещал, в конце концов появились и прямо скажем — сильно помогли нам. Кто не в курсе — лагерь «Орбита» всем хорош, но там жуткий, по нашим меркам, дефицит учебных помещений. Когда я выйду на пенсию и отойду от всех дел, я издам отдельный мемуар на тему о том, как именно организовывалась летняя школа в самом начале XXI века; захватывающее будет чтение, уверяю вас...

Ещё одним приятным для всех нас (и для меня особенно) событием прошедшей летней школы стал приезд старой гвардии: сотрудников ЛШ из числа её выпускников каких-то незапамятных лет. Приехал Сергей Малясов, который впервые попал в летнюю школу даже раньше меня. Сейчас он работает в Техасе, в Эксон-Мобиле, занимается моделированием динамики эксплуатации и возникновения нефтяных месторождений; работа хоть и прикладная, но полная реальных очень интересных и продуктивных научных тонкостей. В летней школе он не был с 1988 года.

Был Александр Абанов. В своё время (в 1981 году) он был самым сильным учеником летней школы; нашей особой заслуги в том не было — он и без нас был членом сборной команды СССР среди школьников по физике на международной олимпиаде, но в своё время он очень много работал в летней школе и вернулся опять. Был его младший брат Артём; в своё время он тоже был чрезвычайно сильным учеником и в летней школе не был почти двадцать лет. Приезжали читать лекции Дима Качаев, выпускник нашего матфака КГУ, который не был в КЛШ десять лет. В миру Дима только что покинул пост директора департамента по инновациям правительства федерального округа Колумбия (по-русски сказать, Вашингтонской областной администрации). Приехала Юля Безгачева, которая так же не была в летней школе больше десяти лет; несмотря на то (а может, и благодаря тому!), что она также закончила матфак, да ещё и специализировалась в алгебре, сейчас работает в Мировом Банке и её лекции для наших школьников-экономистов были очень даже правильным витамином к местным научностям.

Может, я кого и пропустил из старой гвардии. Пусть не обижаются на меня! Их приезд был не только личным, так сказать, праздником — мы все старые друзья и не виделись много лет. Гораздо важнее то, что они представили свежий взгляд на всё происходящее в летней школе. И надо признать — их наблюдения были тем ценнее, что они сопровождались весьма горячими и плодотворными дискуссиями о том, как лучше организовать работу в летней школе.

Ещё из позитивного. Долгосрочная целевая программа (которая «Одарённые дети Красноярья») дала свои позитивные результаты: в рамках той программы мы (и не только мы) провели ряд выездных интенсивов. Польза их велика есть — они резко повысили и качество набора в летнюю школу, и географию учеников КЛШ. Яркий тому пример — физико-математический биатлон. Ну, на самом деле он не физико-математический, а «четырёхтактный»: четыре человека в команде последовательно бегут эстафету, решая на огневых рубежах каждый свой набор задач по четырём разным направлениям. Ясен пень, все современные причуды с запасными патронами и штрафными кругами присутствуют... Так вот, обычно эта эстафета занимает около полутора часов. В этом году победители (кстати, команда девочек, оказавшаяся абсолютной победительницей) прошла всю эстафету за 43 мин 07 сек. Обогнав даже команду мальчиков!

Добавим ещё немного хорошего. Впервые за много лет в суперфинале физико-математического турнира использовались задачи из сборников олимпиадных задач высокого (всероссийского) уровня. Иной скажет — чего же в этом такого? А того в этом такого, что ФМТ есть командное соревнование на скорость решения задач. Две команды (в реальности — 18 команд, по парам) в течение 20 минут должны решить 4 задачи — 2 по физике и 2 по математике. Если кто думает, что решить олимпиадную задачу за 20 минут вот так легко — пусть попробует (она тут, внизу).

Хорошего можно ещё много писать. А где же обещанный негатив, спросит всё тот же дотошный Читатель? На, получи его: раньше мы думали, что только дождь и СЭС являются чрезвычайным происшествием при проведении летней школы; теперь выяснилось, что затяжная жара тоже представляет собой угрозу. Школьнички наши дурели и уставали на жаре и, что самое главное, даже не осознавали, отчего им так плохо. Тем более что лагерь «Орбита», при всей моей к нему любви, всё же жутко некомфортен: это такой кусок города с асфальтовыми дорогами и бетонными плитами, в котором (почти как в Красноярске) напрочь отсутствуют скамейки и прочие места неторопливого и расслабленного времяпрепровождения...

Под занавес обещанные задачки. Вступительное задание можно будет скачать здесь; пока ещё не было официального релиза, но вот-вот будет. А вот задача с ФМТ и не только:

  1. Имеется грузовая тележка (в форме куба), у которой с одной стороны есть маленькие колёсики, а с другой — ножки. Тележку толкают «в спину» с силой, направленной параллельно полу, сперва со стороны ножек, а затем со стороны колёсиков. Найти отношение сил, которые следует приложить в первом и во втором случае для того, чтобы сдвинуть тележку с места. Трением колёсиков, ясен пень, пренебречь, коэффициент трения ножек о пол равен, как всегда, μ.
  2. Две окружности радиуса r и R, соответственно, касаются друг друга и прямой a. Найти расстояние между точками касания окружностей с этой самой прямой.

Михаил Садовский
Фото Олега Финогенова

Рекомендуем почитать