>
>
Порочная страсть / Arbitrage

Порочная страсть / Arbitrage

08.10.2012
3

Режиссер — Николас Джареки
В ролях: Ричард Гир, Сьюзен Сэрэндон, Тим Рот, Брит Марлинг, Нэйт Паркер, Летиция Каста
Продолжительность — 107 мин

Страсть тут, как водится, практически ни при чем. «Порочная страсть» — название для третьесортного горячечного триллера с уклоном в лёгкую эротику, такой пятьсот пятой копии «Основного инстинкта»; а в художественном фильме «Арбитраж» происходит нечто куда более тонко устроенное и увлекательное.

На первый взгляд, «Страсть» — довольно стандартно скроенная драма о том, как внешне картиночная жизнь в одночасье летит ко всем чертям. Роберт Миллер — магнат-миллиардер с обложки «Форбс», человек редкого обаяния и делового чутья, образцовый семьянин, окруженный на своём 60-м дне рождения детьми и внуками, смотрящими на него с плохо скрываемым обожанием. Но играет его Ричард Гир, актёр, на чьём холёном лице всегда присутствует едва заметная хитрая тень. Так что понятно, что за портретом идеального джентльмена довольно быстро открываются разные черные дыры, как личные, так и деловые — а одно опрометчиво принятое решение приводит к тому, что четко выстроенный идеальный фасад, скрывающий все обманы и махинации, вот-вот рухнет, причем произойдёт это накануне самой главной сделки в его жизни.

Сюжетно «Страсть» действительно двигается более-менее привычной колеёй, но её блистательно выручает идеально уловленная интонация. Режиссер Джареки — дебютант в художественном кино, но документалист со стажем; он знает, как важно режиссеру в нужный момент припухнуть и отступить на пару шажков, позволяя фактуре или истории говорить самой за себя. В его исполнении «Порочная страсть» звенит, как рояльная струна — при массе возможностей съехать хоть в гиперактивный триллер с беготней, хоть в аффектированную драму с истериками, хоть в праведное моралите о безнаказанности сильных мира сего, фильм завораживающе ловко проходит меж всех этих огней, оборачиваясь в итоге куда более занятным высказыванием.

Фильм не обличает и не читает нотации — скорее, ему интересно разобраться в том состоянии человеческого ума, в котором абсолютно всё становится потенциальным материалом для сделки. Вся наша жизнь, по мысли Джареки — череда таких вот сделок, и многие из них весьма сомнительны, что с моральной, что с этической точек зрения; причем главный герой оказывается далеко не единственным человеком, кто выстраивает свою жизнь и идёт к намеченным целям таким вот образом. Наоборот, его проворовавшийся, всю жизнь виртуозно врущий даже самым близким своим людям делец, оказывается по итогу едва ли не самой цельной фигурой этого хитрого фильма — потому что сохраняет верность своим принципам и не сворачивает с намеченного пути даже в самых, казалось бы, безнадежных обстоятельствах.

К тому же режиссер Джареки отлично владеет кинематографическим синтаксисом. В «Порочной страсти» он ставит точку в таком одновременно неожиданном и абсолютно логичном месте, что с фильма выходишь, немножко приоткрыв рот. В общем, учитесь, ребята — вот как нужно дебютировать в большом кино.

Вердикт Кочерыжкина — ладно скроенная и изящно выполненная взрослая драма с великолепным финалом

Рекомендуем почитать